Последние комментарии

6 минут 4 секунды ago
 Здравствуйте. Полагаю, что ваши догадки верны - вы ему глубоко не безразличны, но и долг дружбы обязыает его держать дистанцию. И его инстинктив...
11 минут 7 секунд ago
 Здравствуйте. Вы, видимо, слишком идеализируете свою сестру и видите в ней только достоинства, не замечая недостатков. Это и служит причиной ваш...
13 минут 51 секунда ago
 Здравствуйте. Вам надо пересмотреть то, что вы транслируете своим поведением молодым людям. Возможно, это завышенные требования, возможно, опред...
22 минуты 51 секунда ago
Здравствуйте. Вам надо пересмотреть то, что вы транслируете своим поведением молодым людям. Возможно это завышенные требования, возможно определенную...
16 часов 30 минут ago
 Можно, но надо время, ваше терпение и соблюдение определенных правил. У вашей дочери не только низкая самооценка и неуверенность в себе, а еще п...
16 часов 43 минуты ago
 Здравствуте. У вас, скорее всего, проблемы с самооценкой. Вам кажется, что вы не достойны такого внимания и счастья, отсюда и подозрительность....

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

Клиника стоматологии на Таганке предлагает: фотоотбеливание зубов zoom Фотоотбеливание зубов zoom доступные цены и акции на высокотехнологические стоматологические процедуры рядом с метро! Гарантия 10 лет!

ЗАКОНЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

в теории Л. С. Выготского . Имеются в виду сформулированные Выготским законы, которые описывают онтогенетические стадии развития высших психических функций ВПФ . Выготский неоднократно формулировал под разными названиями законы развития ВПФ. Наиболее часто он ограничивался одним законом, который представлен в разных редакциях и с разными названиями: общий генетический закон культурного развития, закон социогенеза высших форм поведения, основной фундаментальный закон построения ВПФ, общий закон для построения всех ВПФ, закон двойного появления ВПФ в истории развития ребенка, самый важный и основной из генетических законов. Именно этот закон чаще всего воспроизводится в работах, посвященных теории Выготского, а наиболее цитируемой является формулировка из работы История развития высших психических функций: Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Однако в трудах Выготского есть и др. законы развития ВПФ. В Педологии подростка упомянутый выше закон приводится как второй в ряду из 3 законов. Напомним их. 1. Закон перехода от натуральных к культурным опосредствованных орудиями и знаками формам поведения. Этот закон можно назвать законом опосредствования. 2. Закон социогенеза: переход от социальных интерпсихических к индивидуальным формам поведения, в результате чего средства соц. формы поведения становятся средствами индивидуальной формы поведения. 3. Закон перехода функций извне внутрь: Этот процесс перехода операций извне вовнутрь мы и называем законом вращивания см. Интериоризация . Позднее, в работе Мышление и речь, Выготский сформулировал еще один закон, который можно считать дополняющим и замыкающим данный ряд. Сам Выготский ввел этот закон без указания на его положение в ряду др. законов. 4. Общий закон развития состоит в том, что осознание и овладение свойственны только высшей ступени в развитии какой-либо функции. Очевидно, данный закон можно назвать “законом осознания и овладения”. См. также: Интеллектуализация. Имеются ли к.-л. критерии для проверки точности формулировок и названий? Иначе говоря, существует ли внутренняя логика в этом законодательстве? Можно ли считать, что приведенные четыре закона образуют полный набор? Если принять, что они являются законами переходного типа, которые описывают переход от одной стадии развития к следующей, то очевидно, что количество законов должно составлять N-1, где N – количество стадий. Поэтому поставленные вопросы связаны с выявлением стадий развития. Чаще всего в работах Выготского встречается четырехстадийная схема реже – трехстадийная культурного развития как в общественно-историческом, так и в онтогенетическом плане. Первый вариант этой схемы появился еще в статье Проблема культурного развития ребенка 1928 , в дальнейшем эта схема принципиально не менялась. Очевидно, в рамках четырехстадийной схемы максимальное количество законов переходного типа не м. б. больше трех. Однако вышеупомянутые 4 закона предполагают пятистадийную схему. Более того, логико-семантический анализ работ Выготского Мещеряков Б. Г., 1998 выявил еще 2 стадии, которые принадлежат к имплицитному содержанию этой концепции. Т. о., в концепции Выготского можно установить след. 7 стадий: 1 натуральная функция. 2 примитивная доречевая интерпсихическая функция. 3 высшая речевая интерпсихическая функция. 4 стадия наивной психологии она же – магическая . 5 экстрапсихическая функция. 6 спонтанная интрапсихическая функция. 7 произвольная интрапсихическая функция или ВПФ в узком смысле . Отсюда можно сделать вывод, что число законов должно составить шесть. В расширенной схеме, как минимум, нуждаются в пояснении критерии различения 2-й и 3-й стадий. К сожалению, в работах Выготского нет однозначного толкования примитивности ВПФ в широком смысле . В одних случаях подчеркивается их пассивный характер, в других – непонимание психологической функции знаковых средств, в третьих – особенности используемых знаков доречевой уровень коммуникации . Более фундаментальным и эвристичным критерием был признан третий Мещеряков Б. Г., 2000 , что, однако, не исключает использования др. критериев в качестве дополнительных характеристик стадий и выделения подстадий напр., подстадий позиционно-пассивной и позиционно-активной интерпсихической функции, в зависимости от того, какую позицию занимает ребенок в совместной деятельности . Аналогично, и магическое отношение также м. б. связано с интерпсихической функцией, хотя здесь оно скрыто конвенциональной ролью знака как средства общения. Кроме того, заслуживает пояснений след. проблема: как возможно, чтобы после высшей интерпсихической функции следовала стадия наивной психологии, в отношении которой Выготский иногда использовал атрибуты примитивная и низшая? Одна из возможностей парировать это недоумение подсказана самим Выготским: Переход от коллективной формы поведения к индивидуальной на первых порах снижает характер всей операции, включает ее в систему примитивных функций… Соц. формы поведения сложнее, они развиваются у ребенка раньше. становясь индивидуальными, они снижаются до функционирования по более простым законам. Примером регресса может служить малопонятная внешнему наблюдателю эгоцентрическая речь: в сравнении с соц. коммуникативной речью она может трактоваться как регресс декаляж, в терминах Ж. Пиаже . Др. возможность заключается в том, чтобы допустить наличие магического отношения к знакам и на предыдущих стадиях. Использование речи для общения со взрослыми не исключает, напр., употребления ребенком речи и в отношении животных, растений и даже неживых предметов. в этом же смысле м. б. понят и признаваемый Выготским факт т. н. номинального реализма у детей , когда слово рассматривается как одно из свойств предмета в ряду других свойств. Наконец, необходимо иметь в виду, что возникновение новообразований в ходе развития не предполагает автоматического отмирания прежних форм. В том понимании психического развития, которое разрабатывал Выготский, достаточно четко проглядывает идея, что генетически более старые формы поведения перестраиваются под влиянием новых и продолжают свое развитие. Напр., Выготский писал, что в мышлении подростка возникают не только совершенно новые сложные синтетические формы, которых не знает трехлетка, но и те элементарные примитивные формы, которые приобретает ребенок уже в трехлетнем возрасте, в переходный период перестраиваются на новых основах. Представленную семистадийную схему развития ВПФ необходимо воспринимать как уточнение позиции Выготского, но при этом не забывать о ее гипотетичности и приблизительности на чем настаивал и сам автор . Важно, что схема доказала свое эвристическое значение, т. е. она может служить для организации новых исследований, для объяснения и систематизации большого разнообразия фактов. Б. М.

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: