ЗАКОНЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ определение психологического термина. Психологический словарь | anyPSY.ru - Вся психология

Интернет магазин элитного чая



Последние комментарии

1 день 15 часов ago
Супружеская измена это страшно. Это неприятно. И это невыносимо больно. Я знаю, о чем я пишу, потому что сама это пережила. Муж загулял как последний...
1 день 15 часов ago
Хочу рассказать как мы обращались к магу Александру Таянко, я и жена не могли иметь детей, как только мы начали встречаться, то в планах детей у нас н...
3 дня 8 часов ago
Я как раз из тех, у кого жизнь все расставила по своим местам - с годами отвращение к детям и материнству только окрепло. Думаю, если бы когда-то я по...
5 дней 8 часов ago
 Здравствуйте. Вам преждевсего нужно принять ситуацию такой какая она есть я про отношения вашей мамы и отчима и, перестать волноваться по этому...
1 неделя 14 часов ago
 Здравствуйте. Вы сами определили свою проблему"боюсь быть обманутой", вот с ней Вам и нужно поработать. Как известно уйдет причина не...
1 неделя 1 день ago
 Здравствуйте. Для того, чтобы получить ответы на все ваши вопросы, вашей маме и отчиму НЕОБХОДИМО САМИМ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К ПСИХОЛОГУ, т.к....

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

ЗАКОНЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

в теории Л. С. Выготского . Имеются в виду сформулированные Выготским законы, которые описывают онтогенетические стадии развития высших психических функций ВПФ . Выготский неоднократно формулировал под разными названиями законы развития ВПФ. Наиболее часто он ограничивался одним законом, который представлен в разных редакциях и с разными названиями: общий генетический закон культурного развития, закон социогенеза высших форм поведения, основной фундаментальный закон построения ВПФ, общий закон для построения всех ВПФ, закон двойного появления ВПФ в истории развития ребенка, самый важный и основной из генетических законов. Именно этот закон чаще всего воспроизводится в работах, посвященных теории Выготского, а наиболее цитируемой является формулировка из работы История развития высших психических функций: Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Однако в трудах Выготского есть и др. законы развития ВПФ. В Педологии подростка упомянутый выше закон приводится как второй в ряду из 3 законов. Напомним их. 1. Закон перехода от натуральных к культурным опосредствованных орудиями и знаками формам поведения. Этот закон можно назвать законом опосредствования. 2. Закон социогенеза: переход от социальных интерпсихических к индивидуальным формам поведения, в результате чего средства соц. формы поведения становятся средствами индивидуальной формы поведения. 3. Закон перехода функций извне внутрь: Этот процесс перехода операций извне вовнутрь мы и называем законом вращивания см. Интериоризация . Позднее, в работе Мышление и речь, Выготский сформулировал еще один закон, который можно считать дополняющим и замыкающим данный ряд. Сам Выготский ввел этот закон без указания на его положение в ряду др. законов. 4. Общий закон развития состоит в том, что осознание и овладение свойственны только высшей ступени в развитии какой-либо функции. Очевидно, данный закон можно назвать “законом осознания и овладения”. См. также: Интеллектуализация. Имеются ли к.-л. критерии для проверки точности формулировок и названий? Иначе говоря, существует ли внутренняя логика в этом законодательстве? Можно ли считать, что приведенные четыре закона образуют полный набор? Если принять, что они являются законами переходного типа, которые описывают переход от одной стадии развития к следующей, то очевидно, что количество законов должно составлять N-1, где N – количество стадий. Поэтому поставленные вопросы связаны с выявлением стадий развития. Чаще всего в работах Выготского встречается четырехстадийная схема реже – трехстадийная культурного развития как в общественно-историческом, так и в онтогенетическом плане. Первый вариант этой схемы появился еще в статье Проблема культурного развития ребенка 1928 , в дальнейшем эта схема принципиально не менялась. Очевидно, в рамках четырехстадийной схемы максимальное количество законов переходного типа не м. б. больше трех. Однако вышеупомянутые 4 закона предполагают пятистадийную схему. Более того, логико-семантический анализ работ Выготского Мещеряков Б. Г., 1998 выявил еще 2 стадии, которые принадлежат к имплицитному содержанию этой концепции. Т. о., в концепции Выготского можно установить след. 7 стадий: 1 натуральная функция. 2 примитивная доречевая интерпсихическая функция. 3 высшая речевая интерпсихическая функция. 4 стадия наивной психологии она же – магическая . 5 экстрапсихическая функция. 6 спонтанная интрапсихическая функция. 7 произвольная интрапсихическая функция или ВПФ в узком смысле . Отсюда можно сделать вывод, что число законов должно составить шесть. В расширенной схеме, как минимум, нуждаются в пояснении критерии различения 2-й и 3-й стадий. К сожалению, в работах Выготского нет однозначного толкования примитивности ВПФ в широком смысле . В одних случаях подчеркивается их пассивный характер, в других – непонимание психологической функции знаковых средств, в третьих – особенности используемых знаков доречевой уровень коммуникации . Более фундаментальным и эвристичным критерием был признан третий Мещеряков Б. Г., 2000 , что, однако, не исключает использования др. критериев в качестве дополнительных характеристик стадий и выделения подстадий напр., подстадий позиционно-пассивной и позиционно-активной интерпсихической функции, в зависимости от того, какую позицию занимает ребенок в совместной деятельности . Аналогично, и магическое отношение также м. б. связано с интерпсихической функцией, хотя здесь оно скрыто конвенциональной ролью знака как средства общения. Кроме того, заслуживает пояснений след. проблема: как возможно, чтобы после высшей интерпсихической функции следовала стадия наивной психологии, в отношении которой Выготский иногда использовал атрибуты примитивная и низшая? Одна из возможностей парировать это недоумение подсказана самим Выготским: Переход от коллективной формы поведения к индивидуальной на первых порах снижает характер всей операции, включает ее в систему примитивных функций… Соц. формы поведения сложнее, они развиваются у ребенка раньше. становясь индивидуальными, они снижаются до функционирования по более простым законам. Примером регресса может служить малопонятная внешнему наблюдателю эгоцентрическая речь: в сравнении с соц. коммуникативной речью она может трактоваться как регресс декаляж, в терминах Ж. Пиаже . Др. возможность заключается в том, чтобы допустить наличие магического отношения к знакам и на предыдущих стадиях. Использование речи для общения со взрослыми не исключает, напр., употребления ребенком речи и в отношении животных, растений и даже неживых предметов. в этом же смысле м. б. понят и признаваемый Выготским факт т. н. номинального реализма у детей , когда слово рассматривается как одно из свойств предмета в ряду других свойств. Наконец, необходимо иметь в виду, что возникновение новообразований в ходе развития не предполагает автоматического отмирания прежних форм. В том понимании психического развития, которое разрабатывал Выготский, достаточно четко проглядывает идея, что генетически более старые формы поведения перестраиваются под влиянием новых и продолжают свое развитие. Напр., Выготский писал, что в мышлении подростка возникают не только совершенно новые сложные синтетические формы, которых не знает трехлетка, но и те элементарные примитивные формы, которые приобретает ребенок уже в трехлетнем возрасте, в переходный период перестраиваются на новых основах. Представленную семистадийную схему развития ВПФ необходимо воспринимать как уточнение позиции Выготского, но при этом не забывать о ее гипотетичности и приблизительности на чем настаивал и сам автор . Важно, что схема доказала свое эвристическое значение, т. е. она может служить для организации новых исследований, для объяснения и систематизации большого разнообразия фактов. Б. М.

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: