ВОЗРАСТ определение психологического термина. Психологический словарь | anyPSY.ru - Вся психология




Последние комментарии

1 неделя 19 часов ago
Мы с мужем встречались 3 года.Решили сыграть свадьбу. Свадьба прошла уже не гладко. Переехали в квартиру,он начал задерживаться на работе,часто уезжа...
1 неделя 19 часов ago
Мне помогла ведунья Марина Я уже отчаялась найти сильного мага по интернету. Мне нужно было срочно вернуть мужа или делать аборт, я не хотела воспитыв...
1 неделя 2 дня ago
Здравствуйте раз уж заговорили об этом,то я расскажу вам свою историю.У меня был молодой человек с которым прожили вместе три с половиной года.Ну и со...
1 неделя 3 дня ago
КАЖДЫЙ 13 ЗАКАЗ БЕСПЛАТНО!!! ***Предостовляем услуги взлома*** **И ddos атак сайтов** -удаление кредитной истоии _ 1.Социальные сети: 1.1 Вконтакте. 1...
8 недель 4 дня ago
КАЖДЫЙ 30 ЗАКАЗ БЕСПЛАТНО!!! ***Предостовляем услуги взлома*** **И ddos атак сайтов** -удаление кредитной истоии _ 1.Социальные сети: 1.1 Вконтакте. 1...
8 недель 6 дней ago
Просто быть самим собой и не замарачиваться. У каждого человека есть свои комплексы, вы не исключение. И даже красивая девушка тоже может сомневаться...

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

ВОЗРАСТ

англ. age – объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе. Абсолютный календарный, паспортный, хронологический возраст датируется в единицах измерения времени гг., мес., дни и т. д. . В науке психологии используется условный В., определяемый методом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни. Обычно выделяются: от зачатия до рождения пренатальный В. , младенческий В. от рождения до 1 года , раннее детство, или ранний В. 1–3 года , дошкольный В. 3–6/7 лет , младший школьный В. 6/7–11/12 лет , отрочество, или подростковый В. 11/12–15/17 лет , юношеский В. 15/17–19/ 21 год , молодость 19/21–25/30 лет , зрелость 25/30–55/60 лет , старость 55/60 лет и выше . Периодизация позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать В. содержательное значение. Для каждого В. определяются нормативы развития психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного и т. д. , социальная ситуация развития Л. С. Выготский , психологические новообразования и пр. Стабильные литические В. чередуются с кризисами возрастного развития см. Кризисы возрастные , переходными периодами от одного возрастного этапа к др. чаще в детстве, чем во взрослости . Иногда специально выделяются биологический, психомоторный, соц. и психологический В., определяемые соотнесением определенной суммы биологических, социологических и психологических параметров индивида с некоторым нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. См. также Периодизация психического развития, Пренатальное развитие, Новорожденность, Акме. А. В. Толстых.

Прежде всего можно и нужно разделить объективно-нормативный или научно-нормативный подход к определению В. и субъективно-нормативный. Последний включает в себя стихию и многообразие человеческих установок в т. ч. стереотипов и предрассудков , действующих при качественной и количественной оценке собственного и чужого В., в процессе применения тех или иных возрастных категорий. Такое понятие, как эйджизм, репрезентирует как раз один из итогов научного изучения субъективных возрастных норм. Термином эйджизм обозначаются весьма распространенные в современном обществе негативные и позитивные стереотипы в отношении разных возрастных категорий людей особенно пожилого В. . Изучение субъективных норм т. н. обыденного сознания необходимо для понимания и предсказания поведения людей. Объективно-нормативный подход к определению В. основан на исследовании текущего состояния определяемого по референтным показателям в биологическом, психологическом или соц. развитии человека и сравнении данного состояния с нормативными характеристиками, установленными для разных хронологических возрастных категорий в массовых обследованиях с использованием научных методов и статистических показателей. Наконец, существует особый пласт возрастных норм назовем их формальными , которые являются достоянием традиционной культуры, законодательства, административного аппарата. Их изучают этнографы, историки, правоведы, культурологи, педагоги, отчасти социологи, социолингвисты и т. д. К сожалению, нередко именно разнообразие формальных норм служит единственным основанием для суждений психологов об историчности и культурной относительности тех или иных возрастных периодов в психическом развитии. Формальные нормы являются важным фактором, сложным и неоднозначным образом влияющим на жизнь и развитие людей, но особенно они эффективны в понимании поведения людей, которые в силу своего соц. положения должны следовать формальным нормам играть соответствующие соц. роли . Теоретически, конечно, и сами формальные нормы находятся под некоторым обратным влиянием как регулируемой ими жизни, так и научных исследований, в которых применяется объективно-нормативный подход, но чаще всего это влияние оказывается крайне избирательным. Б. М.

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: