ВОЗРАСТ определение психологического термина. Психологический словарь | anyPSY.ru - Вся психология

Интернет магазин элитного чая



Последние комментарии

3 часа 30 минут ago
это некоторый навык, я сама им не владею, но видела у своей начальницы, Вам, наверное, нужны навыки управления людьми и навыки разрешения конфликтов к...
4 часа 24 минуты ago
на очном учиться больше надо по объёмам а всякие клубные студенческие мероприятия для всех студентов, о них пишут в соцсетях, объявления в вузе вешают...
4 часа 34 минуты ago
а вы подругам доверяете? может быть он им тоже нравится, тогда они могут, даже если и неосознанно, так ему подавать информацию о вашей влюблённости, ч...
4 часа 48 минут ago
"Каждый день одно и то же и ничего не меняется." поменяйте что-нибудь, развейтесь "живу с родителями" - часто настоящие психологи, по крайней мере име...
4 часа 55 минут ago
а вы как с ним хотели общаться сама, как с другом или как с любимым человеком? это его было решение только дружить с вами? может быть дело в этом "что...
2 дня 7 часов ago
у учительницы есть преподавательская этика, у неё с вами отношения в рамках того, что она даёт вам знания. Учитесь хорошо у неё, это лучшее, что можно...

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

ВОЗРАСТ

англ. age – объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе. Абсолютный календарный, паспортный, хронологический возраст датируется в единицах измерения времени гг., мес., дни и т. д. . В науке психологии используется условный В., определяемый методом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни. Обычно выделяются: от зачатия до рождения пренатальный В. , младенческий В. от рождения до 1 года , раннее детство, или ранний В. 1–3 года , дошкольный В. 3–6/7 лет , младший школьный В. 6/7–11/12 лет , отрочество, или подростковый В. 11/12–15/17 лет , юношеский В. 15/17–19/ 21 год , молодость 19/21–25/30 лет , зрелость 25/30–55/60 лет , старость 55/60 лет и выше . Периодизация позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать В. содержательное значение. Для каждого В. определяются нормативы развития психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного и т. д. , социальная ситуация развития Л. С. Выготский , психологические новообразования и пр. Стабильные литические В. чередуются с кризисами возрастного развития см. Кризисы возрастные , переходными периодами от одного возрастного этапа к др. чаще в детстве, чем во взрослости . Иногда специально выделяются биологический, психомоторный, соц. и психологический В., определяемые соотнесением определенной суммы биологических, социологических и психологических параметров индивида с некоторым нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. См. также Периодизация психического развития, Пренатальное развитие, Новорожденность, Акме. А. В. Толстых.

Прежде всего можно и нужно разделить объективно-нормативный или научно-нормативный подход к определению В. и субъективно-нормативный. Последний включает в себя стихию и многообразие человеческих установок в т. ч. стереотипов и предрассудков , действующих при качественной и количественной оценке собственного и чужого В., в процессе применения тех или иных возрастных категорий. Такое понятие, как эйджизм, репрезентирует как раз один из итогов научного изучения субъективных возрастных норм. Термином эйджизм обозначаются весьма распространенные в современном обществе негативные и позитивные стереотипы в отношении разных возрастных категорий людей особенно пожилого В. . Изучение субъективных норм т. н. обыденного сознания необходимо для понимания и предсказания поведения людей. Объективно-нормативный подход к определению В. основан на исследовании текущего состояния определяемого по референтным показателям в биологическом, психологическом или соц. развитии человека и сравнении данного состояния с нормативными характеристиками, установленными для разных хронологических возрастных категорий в массовых обследованиях с использованием научных методов и статистических показателей. Наконец, существует особый пласт возрастных норм назовем их формальными , которые являются достоянием традиционной культуры, законодательства, административного аппарата. Их изучают этнографы, историки, правоведы, культурологи, педагоги, отчасти социологи, социолингвисты и т. д. К сожалению, нередко именно разнообразие формальных норм служит единственным основанием для суждений психологов об историчности и культурной относительности тех или иных возрастных периодов в психическом развитии. Формальные нормы являются важным фактором, сложным и неоднозначным образом влияющим на жизнь и развитие людей, но особенно они эффективны в понимании поведения людей, которые в силу своего соц. положения должны следовать формальным нормам играть соответствующие соц. роли . Теоретически, конечно, и сами формальные нормы находятся под некоторым обратным влиянием как регулируемой ими жизни, так и научных исследований, в которых применяется объективно-нормативный подход, но чаще всего это влияние оказывается крайне избирательным. Б. М.

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: