ВОСПРИЯТИЕ определение психологического термина. Психологический словарь | anyPSY.ru - Вся психология

Интернет магазин элитного чая



Последние комментарии

3 часа 20 минут ago
это некоторый навык, я сама им не владею, но видела у своей начальницы, Вам, наверное, нужны навыки управления людьми и навыки разрешения конфликтов к...
4 часа 13 минут ago
на очном учиться больше надо по объёмам а всякие клубные студенческие мероприятия для всех студентов, о них пишут в соцсетях, объявления в вузе вешают...
4 часа 24 минуты ago
а вы подругам доверяете? может быть он им тоже нравится, тогда они могут, даже если и неосознанно, так ему подавать информацию о вашей влюблённости, ч...
4 часа 38 минут ago
"Каждый день одно и то же и ничего не меняется." поменяйте что-нибудь, развейтесь "живу с родителями" - часто настоящие психологи, по крайней мере име...
4 часа 45 минут ago
а вы как с ним хотели общаться сама, как с другом или как с любимым человеком? это его было решение только дружить с вами? может быть дело в этом "что...
2 дня 7 часов ago
у учительницы есть преподавательская этика, у неё с вами отношения в рамках того, что она даёт вам знания. Учитесь хорошо у неё, это лучшее, что можно...

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

ВОСПРИЯТИЕ

англ. рerceрtion .

Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов употребляются также термины образ восприятия, перцептивный образ .

Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа употребляются также термины перцепция, перцептивный процесс . Иногда термином В. обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения см. Перцептивное действие . Как образ В. есть непосредственное отражение предмета явления, процесса в совокупности его свойств, в его объективной целостности см. Предметность восприятия . Это отличает В. от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы. При рассмотрении гносеологических вопросов в философии значения терминов В. и ощущение совпадают. Для психологии указанное их различие является принципиально важным. В некоторых направлениях психологии, напр. в гештальтпсихологии, В. рассматривается как исходная форма чувственного познания и познания вообще , а ощущение – как абстракция, как результат препарирования В. сознанием см. Отражение чувственное . Однако большинство психологов рассматривают ощущение напр., тепла, солености, боли как исходную форму познания, а В. – как синтез ощущений, формирующийся в процессе активного отражения объективно существующего целостного предмета. В филогенезе переход от ощущения к В. был обусловлен переходом живых существ от жизни в гомогенной, вещно предметно не оформленной среде к жизни в среде, вещно оформленной А. Н. Леонтьев . Поскольку любой предмет как раздражитель см. Стимул, Дистальный стимул является сложным, обладает рядом свойств, то в формировании его образа участвует обычно несколько анализаторов. т. о., В. формируется на основе ощущений разных модальностей. В зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном акте В., различают зрительное В. см. также Зрение , слуховое см. Слух , осязательное см. Осязание , вкусовое см. Вкус и обонятельное В. см. Обоняние . Важную роль во всех видах В. играют двигательные кинестезические ощущения, хотя последние и не всегда отчетливо осознаются человеком. Так, зрительное В., помимо собственно зрительных ощущений цвета, света и т. д. , включает также кинестезические ощущения, возникающие при движениях глаз саккадические движения, конвергенция и дивергенция глаз и движениях внутренних структур глаза аккомодация глаз . Особенно велика роль кинестезических ощущений в осязательном В. Большую роль во вкусовом В. играют движения языка, а в обонятельном – движения органов дыхания. В процессе слухового В. активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата. Движения, включенные в акт восприятия, имеют значение в процессе анализа воздействующих раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации. У человека, владеющего речью, последняя опосредствует В., обеспечивая его осмысленность, осознанность, преднамеренность произвольность . Участие речи в В. создает возможность абстракции и обобщения свойств предметов и явлений путем их словесного обозначения называния см. Лингвистической относительности гипотеза . Основными свойствами В. являются предметность, целостность, константность, категориальность, избирательность. В. зависит от прошлого опыта, установок, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий людей потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и т. д. . Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем же человеком в разное время. Формирование перцептивного образа представляет собой процесс, включающий ряд фаз переходов : от нерасчлененного В. что-то мелькнуло, что-то коснулось кожной поверхности, появился какой-то звук, чем-то пахнет и т. д. к формированию дифференцированного целостного образа предмета или явления , адекватного оригиналу см. Микрогенез восприятия . Динамика формирования перцептивного образа определяется пространственно-временными условиями процесса В. Это отчетливо обнаруживается при изменении времени воздействия стимулов на анализатор, их дистанции и положения в сенсорном поле. В. м. б. преднамеренным и непреднамеренным. 1-е в отличие от 2-го связано с постановкой определенной перцептивной задачи. оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае В. выступает как познавательная перцептивная деятельность наблюдение . Непреднамеренное В. выступает как компонент к.-л. др. деятельности либо является неуправляемым и случайным процессом, целиком зависимым от колебаний непроизвольного внимания ср. пустой взор . Преднамеренное В. более эффективно, чем непреднамеренное. В поведении и деятельности человека В. – необходимое условие ориентировки в окружающей среде. Перцептивный образ выполняет функцию регулятора действий. Вместе с тем деятельность – основное условие развития В. Что и как воспринимает человек, зависит от того, что и как он делает. В практической деятельности В. становится активным, целенаправленным процессом познания действительности. См. Апперцепция, Вычислительный подход к зрительному восприятию, Нативизм, Орган чувств, Отражение чувственное, Сенсорная система, Экологическая оптика, Эмпиризм. В. П. Зинченко

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: