ВООБРАЖЕНИЕ определение психологического термина. Психологический словарь | anyPSY.ru - Вся психология

Интернет магазин элитного чая



Последние комментарии

5 дней 12 часов ago
Неграмотная статья. Во-первых, Фрейд не признавал существования инстинктов у человека, говорил только о "влечениях", а здесь слово "инстинкт" встречае...
6 недель 10 часов ago
Я провожу консультации и по скайпу (видео, чат, голосовые). Мы можем обмениваться письмами по почте. Мне кажется, у Вас есть какое-то решение по вопро...
6 недель 10 часов ago
 Здравствуйте! Похоже, муж беспокоится о Вашем здоровье и ваших с ним отношениях. Он старается сохранить их как умеет. Вас возмутило, что он смот...
6 недель 10 часов ago
Я бы с удовольствием пришла, но мы живем в небольшом городе. + детей оставить не с кем. Да и в такой ситуации не хочется их оставлять.
6 недель 10 часов ago
 Здравствуйте! Похоже, Вы боитесь и растеряны. Вам важно, чтобы муж извинился. Вы не знаете, что делать. А, если бы знали, то, что бы Вы сделали?...
7 недель 2 дня ago
Я не собираюсь спать с парнями , я хочу лишь слышать фразу " давай встречаться"

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

ВООБРАЖЕНИЕ

фантазия англ. imagination – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. В. – это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из царства животных. Будучи психологической основой творчества, В. обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и их освоение в онтогенезе. В психологии существует традиция рассматривать В. в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает понимание В. как всеобщего свойства сознания идущее от И. Канта . При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. В. детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов в образном и смысловом плане , предвосхищением результатов соответствующих действий см. Антиципация и построением общих схем последних. Это находит свое проявление в феноменах эмоционального предвосхищения А. В. Запорожец , продуктивного восприятия В. П. Зинченко , в генезе некоторых форм двигательной активности Н. А. Бернштейн и т. д. В. – это образное конструирование содержания понятия о предмете или проектирование схемы действий с ним еще до того, как сложится само это понятие а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение . Содержание будущей мысли способ его построения, заданный через схему действий фиксируется В. в виде некоторой существенной, всеобщей тенденции развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как генетическую закономерность человек может только посредством мышления. Для В. характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая целостно образующийся по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане В. целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины компонентов созерцаемого. Компоненты этого образа осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу, а не формально такой способ их соединения присущ уже мифам и сказкам. в онтогенезе он обнаруживается у детей дошкольного возраста . В итоге эти компоненты приобретают в сознании новую качественную определенность. Т. о., В. не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов В. состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно. В истории философии и психологии это неоднократно давало повод для его мистификации. Ведущим механизмом В. служит перенос к.-л. свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы др. объекта в процессе его познания или создания человеком. Операционно-технической основой подобного переноса выступает символическая функция см. Дооперациональное мышление . В психологии различают произвольное и непроизвольное В. 1-е проявляется, напр., в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, 2-е– в сновидениях, т. н. измененных состояниях сознания и т. д. Иногда выделяют также воссоздающее и творческое В. Образы воссоздающего В. целесообразнее отнести к сфере гибких и динамичных репродуктивных представлений см. Представления памяти , учитывая то, что творческий характер присущ В. как таковому. Особую форму В. образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. В. включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства – в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества. Онтогенетические предпосылки В. коренятся в определенных видах ориентировочной деятельности детей младенческого и раннего возраста. Одним из ведущих источников развития В. в детстве становится игра дошкольников. благодаря ей вырабатывается способность смотреть на мир как бы глазами др. человека, которая, по мнению ряда исследователей Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов и др. , принадлежит к числу фундаментальных характеристик В. В. Т. Кудрявцев

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: