ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ определение психологического термина. Психологический словарь | anyPSY.ru - Вся психология

Интернет магазин элитного чая



Последние комментарии

3 дня 14 часов ago
В таких случаях всем советую. Остановиться, отдохнуть. Сменить такого психолога. Идти в храм на службу. И работать над собой. Оставить все на волю Бож...
2 недели 5 дней ago
Уже пять лет мы с мужем были в месте. Но вот в один прекрасный день он решил уйти от меня. Возможно из-за того, что мы с ним часто ссорились или из за...
3 недели 1 день ago
Добрый день. Мне нужна была помощь, нужно было сделать так, чтобы одна девушка обратила на меня внимание, я ее очень долго добивался, но все безрезуль...
3 недели 4 дня ago
Моя история такая же, как и у многих замужних женщин, муж начал гулять, а семью рушить не хотелось. Вот и прошлось делать отворот на любовницу. В этом...
3 недели 4 дня ago
Знаю очень хорошего мага Маргариту Павловну - margarita.pavlovna61@mail.ru. Она мне очень помогла. Эта женщина не шарлатанка, каковых сейчас много. Со...
3 недели 5 дней ago
Лично я после недолгого терзания по поводу приворота обратилась к Ольге. Её адрес olga.dobrodar@mail.ru узнала на одном форуме. Девочки её хвалили и я...

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

англ. leading activity – деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутри В. д. происходят подготовка, возникновение и дифференциация др. видов деятельности А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин . Суть концепции можно сформулировать в виде закона принципа В. д., утверждающего существование соответствия между стадией психического развития и определенным видом В. д. Значение В. д. для психического развития зависит прежде всего от ее содержания, от того, какие стороны действительности человек открывает для себя и усваивает в процессе ее выполнения см. Усвоение . Современные данные об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют выделить след. виды В. д.: 1 непосредственное общение младенца со взрослыми. 2 предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства. в процессе ее выполнения ребенок усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами. 3 сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста. 4 учебная деятельность младших школьников. Относительно деятельности подростков в отечественной литературе высказывались разные гипотезы: общение со сверстниками Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова , общественно полезная просоциальная деятельность Д. И. Фельдштейн, В. В. Давыдов , самоопределение, ролевое экспериментирование, референтно значимая деятельность и т. п. см. Подростковый возраст . На каждом этапе детства В. д. не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания. В свою очередь, возникновение новой В. д. не означает отмены той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Тот или иной период психического развития характеризуется своеобразной системой различных видов деятельности, но в этой сложной системе В. д. занимает особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии на каждом отдельном этапе. См. Деятельность детская.

А. Н. Леонтьев 1972 выделяет 3 признака В. д.: 1 внутри В. д. возникают и дифференцируются новые виды деятельности. 2 в процессе В. д. формируются или перестраиваются отдельные психические процессы. 3 от В. д. зависят основные личностные новообразования ребенка на этой стадии. Д. Б. Эльконин 1989 добавляет еще 2 признака В. д., в которых дано отношение В. д. к внешнему миру миру людей и предметному : 1 в В. д. наиболее полно представлены типичные для данного периода развития отношения ребенка со взрослым. 2 В. д. связывает ребенка с теми элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источником его психического развития. В. д. – это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психических особенностях личности ребенка на конкретной стадии его развития. Н. И. Гуткина

Фактически, концепция В. д. разрабатывалась преимущественно для периода жизни, который изучается в рамках детской психологии, причем, как еще недавно было принято в нашей психологии, в эти рамки входил и подростковый возраст и отчасти даже юношеский . Поэтому остается открытым вопрос о В. д. в др. возрастах. 2. В последнее время эта концепция встретила ряд критических замечаний. Их спектр простирается от частных поправок напр., отмечалась некорректность применения самого понятия деятельности в отношении активности младенца, в связи с чем предлагалось трактовать деятельность в этом и след. возрасте как совокупную и совместную до практически полного отрицания главных положений, в т. ч. самого принципа выделения ведущих видов деятельности для разных стадий психического развития. В частности, А. В. Петровский считает, что концепция В. д. неприменима к процессу развития личности в целом и в лучшем случае ограничивается только одной стороной этого процесса – развитием психики точнее, когнитивным развитием. что, впрочем, совсем немало, учитывая важность интеллекта для развития личности . В то же время защищаемое автором представление о том, что развитие личности и не только личности, но и коллектива осуществляется в деятельности и его определяющим фактором служит деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, полностью укладывается в рамки самого обычного деятельностного подхода и принципиально не противоречит концепции В. д. см. Деятельностного опосредствования межличностных отношений теория, Деятельность как методологическая проблема психологии, Личность .

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: