Последние комментарии

1 неделя 3 дня ago
Я знаю одно, что за свое счастье нужно бороться. Перед тем как выйти замуж, за своего любимого, я прошла семь кругов ада. Унижения, слезы, насмешки л...
1 неделя 3 дня ago
У меня случилась беда (как я тогда думала - оказалось, что это просто неприятность): молодой человек, с которым мы прожили 3 года, от которого я забер...
3 недели 1 день ago
 Детям, выросшим в неполных семьях, часто дают в воспитании то, чего не додают из полных. Это не критерий в наше время и во времена вашего воспит...
3 недели 1 день ago
Люди бывают разные. Что он чувствует к вам, сказать не могу, т.к. это надо беседовать с ним. А по вам могу сказать больше - отпустите ситуацию. Вы - м...
7 недель 2 дня ago
 Полезная статья!
7 недель 3 дня ago
Здраствуйте дорогие девушки , я вот почитала все вашы истории (да это действительно печально, и очень тяжело)вижу как вы цепляетесь за каждую возможно...

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

СИНДРОМЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

англ. neuropsychological syndromes – закономерные сочетания нарушений высших психических функций, возникающие в результате локальных поражений головного мозга ранений, кровоизлияний, опухолей и т. д. . Изучение С. н. составляет основную задачу клинической нейропсихологии и осуществляется с помощью специальных методов, разработанных А. Р. Лурия см. Методы Лурия . С. н. возникают при поражении т. н. вторичных и третичных корковых полей см. Кора головного мозга . Поражение первичных полей ведет лишь к элементарным расстройствам сенсорных и двигательных функций. В каждом С. н. различают первичные нарушения, связанные с непосредственным поражением данной мозговой структуры, и вторичные нарушения, возникающие на основе первичных. Первичные нарушения проявляются в дефектах тех функций, нормальное протекание которых возможно лишь при сохранности соответствующего звена функциональной системы, связанного с работой пораженного участка мозга. Так, при поражении височных отделов коры левого полушария нарушается речевой слух, т. е. звуковой анализ и синтез речи первичный дефект , что, в свою очередь, приводит к нарушению целого комплекса функций: понимания устной речи, письма, чтения и др. вторичные нарушения . Комплекс первичных и вторичных нарушений симптомов и составляет С. н. Различают С. н., связанные с поражением конвекситальных наружных , медиальных внутренних и базальных нижних отделов коры левого и правого полушарий мозга. Преимущественно изучены С. н. поражения различных отделов конвекситальной коры левого полушария. Особый тип С. н. составляют синдромы, возникающие при поражении различных подкорковых структур и при локальных поражениях мозга детей. I. Поражение конвекситальных отделов коры мозга ведет к появлению след. С. н.

Синдромы поражения вторичных корковых полей затылочных и затылочно-теменных отделов мозга которые проявляются в виде различных нарушений зрительного восприятия – предметного, лицевого, цветового, пространственного и др. см. Агнозия – и иногда сочетаются с расстройствами праксиса, вследствие дефектов пространственных координат двигательного акта см. Апраксия . при поражении указанных областей коры левого полушария возможны расстройства восприятия букв, цифр, что ведет к нарушению чтения см. Алексия .

Синдромы поражения третичных корковых полей зоны ТРО т. е. зоны перекрытия temрoralis – височной, рarietalis – теменной и ocсiрitalis – затылочной коры , проявляющиеся в нарушении непосредственной ориентировки в пространстве, дефектах пространственной организации движений, конструктивной апраксии, расстройствах понимания определенных семантических логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные или квазипространственные отношения см. Афазия , в нарушении образных наглядных интеллектуальных операций, счета см. Акалькулия и др. В основе всех этих нарушений лежат дефекты симультанного анализа и синтеза.

Синдромы поражения вторичных корковых полей височных отделов мозга при которых первичными дефектами выступают нарушения речевого или неречевого слуха, а вторичными – расстройства различных речевых процессов, связанных с речевым слухом см. Афазия или с неречевым и музыкальным слухом см. Амузия . В основе др. височного синдрома лежит нарушение слухоречевой памяти, проявляющееся в виде слабости слухоречевых следов и их повышенной тормозимости, в результате чего возникает акустико-мнестическая афазия.

Синдромы поражения вторичных корковых полей теменной постцентральной области которые выражаются в нарушении кинестезической проприоцептивной основы двигательных актов движений руки, туловища, речевого аппарата , представляющем собой первичный дефект. Его следствием являются расстройство координации и управления различными движениями см. Апраксия и афферентно-моторные нарушения речи см. Афазия , а также расстройства осязания см. Астереогноз .

Синдромы поражения премоторных областей коры больших полушарий характеризующиеся нарушением сукцессивной организации различных движений руки, речевого аппарата и др. . При данных синдромах при сохранности отдельных двигательных актов и речевых артикуляций бывает нарушено переключение от одного движения к другому, возникают двигательные или речевые персеверации. Подобные трудности переключения, инертность психических процессов наблюдаются и в др. случаях.

Синдромы поражения префронтальных третичных областей коры, которые выражаются в нарушении программирования различных произвольных форм психической деятельности и невозможности контроля за их протеканием см. Расстройства памяти как мнестической деятельности . Нарушения программирования и контроля проявляются не только в отдельных познавательных процессах или двигательных актах, но и во всем поведении больного в целом. С. н., возникающие при поражении симметричных отделов коры левого и правого полушарий, различны, что обусловлено их функциональной специализацией см. Латерализация функций головного мозга, Межполушарная организация психических процессов . II. Поражение медиобазальных отделов коры мозга приводит к появлению след. синдромов.

Синдромы поражения медиальных или медиобазальных отделов лобных долей мозга характеризуются отсутствием первичных нарушений гнозиса, праксиса и речи. центральным симптомом при данном поражении являются нарушения в системе регуляции процессов неспецифической активации, что приводит к аспонтанности, акинезии, снижению уровня бодрствования, нарушениям селективности, избирательности психических процессов, появлению контаминации, нарушению памяти на семантическом уровне и т. д. Для данных больных характерны также нарушения в эмоционально-личностной сфере, проявляющиеся в виде эйфории, эмоциональной неадекватности, некритичности чаще – при поражении медиальных или медиобазальных отделов лобных долей правого полушария .

Синдромы поражения медиобазальных отделов височных долей мозга которые характеризуются изменениями аффективных процессов, модально-неспецифическими расстройствами памяти, нарушениями состояний бодрствования, сознания см. Психические состояния . Значительно меньше изучены синдромы поражения медиальных отделов теменных и затылочнотеменных отделов мозга. III. Поражение подкорковых структур, расположенных по средней линии, приводит к возникновению С. н., проявления которых в значительной степени зависят от уровня поражения этих структур. Данные синдромы характеризуются расстройствами цикла сон – бодрствование, изменениями состояния сознания, модально-неспецифическими нарушениями памяти и внимания. Значительно меньше изучены синдромы поражения др. подкорковых структур. IV. С. н., возникающие при локальных поражениях мозга у детей до 12 лет , существенно отличаются от синдромов поражения соответствующих областей мозга у взрослых больных: при поражении речевых зон левого полушария отсутствуют или выражены иначе характерные для взрослых больных речевые нарушения, чаще проявляются пространственные нарушения и т. д. Изучение данных синдромов составляет основную задачу нового направления в нейропсихологии – нейропсихологии детского возраста. Е. Д. Хомская

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: