Последние комментарии

1 неделя 4 дня ago
Я знаю одно, что за свое счастье нужно бороться. Перед тем как выйти замуж, за своего любимого, я прошла семь кругов ада. Унижения, слезы, насмешки л...
1 неделя 4 дня ago
У меня случилась беда (как я тогда думала - оказалось, что это просто неприятность): молодой человек, с которым мы прожили 3 года, от которого я забер...
3 недели 2 дня ago
 Детям, выросшим в неполных семьях, часто дают в воспитании то, чего не додают из полных. Это не критерий в наше время и во времена вашего воспит...
3 недели 2 дня ago
Люди бывают разные. Что он чувствует к вам, сказать не могу, т.к. это надо беседовать с ним. А по вам могу сказать больше - отпустите ситуацию. Вы - м...
7 недель 3 дня ago
 Полезная статья!
7 недель 3 дня ago
Здраствуйте дорогие девушки , я вот почитала все вашы истории (да это действительно печально, и очень тяжело)вижу как вы цепляетесь за каждую возможно...

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

САМОСОЗНАНИЕ

англ. self-consciousness – осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека м. б. направлено либо на внешний мир, окружающий человека внешняя направленность , либо на самого субъекта это и есть С. – тело, поведение, потребности, чувства, характер, в т. ч. на активность самого сознания интроспекция, рефлексия . См. также Интенция. С С. иногда смешивают формы непосредственного самоотражения в виде самоощущений и самочувствия, которые, конечно, важны и необходимы для функционирования и возникновения С., но не достаточны. А. Н. Леонтьев указывал на необходимость различать: 1 знание о себе познание себя и 2 осознание себя. В общем случае первое не может называться С., т. к. знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве. в несознаваемых чувственных формах они, по-видимому, существуют и у животных Леонтьев . Чувственные формы и источники знания м. б. разными: ощущение, восприятие, эмоция, память, воображение, наглядно-действенное мышление. К осознанию ведет представление выражение знания в знаково-опосредствованной и социально-нормированной форме. Первоначально процесс осознания целиком включен в совокупную и совместную деятельности, в рамках которых с целью общения индивидуальный опыт восприятия, мышления, эмоционального переживания и т. п. выражается в значениях, благодаря чему субъект и может осознать его. Т. о., в строгом и узком смысле С. – это один из уровней процессов и результатов познания человеком самого себя как индивидуальности, в т. ч. своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам. Не следует также отождествлять С. и Я-концепцию. С. частично включает содержание Я-концепции, которая в этом случае выступает как более или менее устойчивая стабильная часть С., но только в той степени, в какой Я-концепция потенциально осознается. Это разграничение имеет прежде всего чисто теоретический смысл, т. к. используемые методы выявления Я-концепции в большинстве своем как раз и ограничиваются самосознаваемой ее частью. Поэтому практически все, что известно о развитии и функциях Я-концепции, в т. ч. о развитии и функциях личностной самооценки, допустимо, без опасений ошибиться, переносить и на С. Однако С. включает не только стабильное знание, но, кроме этого, процесс и результат непрерывного перцептивного и умственного мониторинга состояний и деятельности субъекта. Ряд авторов в С. выделяет 3 компонента: самопознание, самооценку, саморегуляцию. В этом случае не проводится различие между разными уровнями самопознания см. выше т. зр. Леонтьева , а также самооценки и саморегуляции. В частности, использование термина саморегуляция в контексте С. ведет к понятийной путанице, т. к. традиционно саморегуляцией называют процессы, происходящие независимо от сознания и воли человека: напр., саморегуляция осуществляется в гомеостатической системе регуляции внутренней среды организма. В то же время несомненно, что С. составляет необходимое условие и управляющий компонент любой сознательной деятельности человека. Еще И. Кант обозначил фундаментальную связь понятий личности и С.: То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность… На эту же связь косвенно указывает и тот факт, что в некоторых контекстах вполне допустима синонимия терминов С. и личность. Близко подходит к такому представлению и почти общепринятое понимание генезиса С. у ребенка. операциональным признаком С. традиционно считается употребление личного местоимения я и др. рефлексивных слов . Но это только начальная точка. Очевидно, С. и содержательно и операционально проходит большой путь развития. Согласно Л. С. Выготскому, развитие С. включает примерно те же стадии, что и развитие высших психических функций как в онтогенетическом, так и в историческом аспекте . к нему применяется та же логика: сначала др. люди познают и осознают свойства и состояния данного субъекта. ориентировка на внутренние свойства и состояния ребенка включается взрослыми в содержание совокупной и совместной деятельности. затем субъект в ответ на внешние вызовы пытается выразить себя на том языке, на котором с ним общаются. по мере усвоения знаковых средств самовыражения он становится способным обратить усвоенные средства самовыражения на себя и для себя. т. о., прежде чем С. становится индивидуальным фактом, оно уже существует как факт для других. в свою очередь, диалогическая природа С. сохраняется и в его индивидуальной форме. Кроме того, в работах Выготского намечена многоэтапная траектория содержательного развития С. и связанного с ним самоовладения: от возможности осознания воспринимаемых физических качеств, движений и предметных действий до возможности осознания процессов мышления, эмоционально-мотивационных процессов, личностных качеств. Очевидно, однако, что развитие С. не завершается даже с появлением в школьном возрасте рефлексии. Этот процесс вообще не имеет конца, потому что развитие С. происходит вместе с непрекращающимся развитием его объекта и субъекта личности , а также потому, что полное сознание и самосознание равносильно божественному всезнанию. См. также Зеркальное Я. Б. М.

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: