ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ определение психологического термина. Психологический словарь | anyPSY.ru - Вся психология




Последние комментарии

1 неделя 2 дня ago
Я знаю одно, что за свое счастье нужно бороться. Перед тем как выйти замуж, за своего любимого, я прошла семь кругов ада. Унижения, слезы, насмешки л...
1 неделя 2 дня ago
У меня случилась беда (как я тогда думала - оказалось, что это просто неприятность): молодой человек, с которым мы прожили 3 года, от которого я забер...
3 недели 8 часов ago
 Детям, выросшим в неполных семьях, часто дают в воспитании то, чего не додают из полных. Это не критерий в наше время и во времена вашего воспит...
3 недели 9 часов ago
Люди бывают разные. Что он чувствует к вам, сказать не могу, т.к. это надо беседовать с ним. А по вам могу сказать больше - отпустите ситуацию. Вы - м...
7 недель 2 дня ago
 Полезная статья!
7 недель 2 дня ago
Здраствуйте дорогие девушки , я вот почитала все вашы истории (да это действительно печально, и очень тяжело)вижу как вы цепляетесь за каждую возможно...

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

англ. space representations – представления о величине, форме, ориентации и расположении предметов в трехмерном пространстве, а также об их перемещении и трансформации во время движения. П. п. – это не просто вторичные образы, их можно рассматривать в качестве апперцептивной схемы, в соответствие с которой должна быть приведена поступающая информация, чтобы сделать доступным восприятие и различение пространственных свойств. Вопрос о природе П. п. остается одним из самых дискуссионных в философии и психологии на протяжении нескольких веков. С т. зр. эмпиризма П. п. – результат опыта предметно-практической деятельности. Позиция нативизма не отрицает развития перцептивно-пространственных свойств, но общее понятие о трехмерности пространства не м. б. приобретено в опыте – это априорная форма всей познавательной деятельности. П. п. являются одним из аспектов проблемы внутренней репрезентации информации см. Теория двойного кодирования, Радикальная теория образов , которая м. б. представлена в образной или абстрактной форме. Напр., когда человека спрашивают, сколько окон и дверей в его доме, он мысленно представляет конкретный образ дома и последовательно сканирует его. Образные П. п. характерны и для мысленного вращения объемных фигур. В то же время в общих представлениях о форме и расположении предметов и схематических картах преобладают абстрактные репрезентации. Частным видом П. п., связанным с ориентировкой на местности, являются когнитивные карты. Выделяют 2 типа когнитивных карт: карта маршрута и топографическая карта. В 1-м типе местность представляется в виде дороги, ориентиром которой служит определенная последовательность мест. В карте маршрута человек может ориентироваться только в одном направлении, нахождение обратной дороги уже является др. картой. В топографической карте формируется общий план местности, не связанный с конкретной позицией наблюдателя. Она предусматривает возможность использования обратных и обходных путей. При ориентировке на новой местности сначала возникает карта маршрута, которая с опытом может преобразоваться в топографическую карту. Такая же закономерность наблюдается при развитии пространственной ориентировки у детей. Среди различных классификаций П. п. наибольшее распространение получила классификация Ж. Пиаже. В соответствии с 3 основными разделами геометрии он выделил 3 типа П. п.: топологические, проекционные и представления о евклидовом пространстве. В топологических П. п. отражаются наиболее общие свойства о взаиморасположении предметов в пространстве, такие как близость, порядок, включенность и непрерывность. Эти свойства сохраняются при любых пластических деформациях объектов. В онтогенезе топологические П. п. формируются раньше других. В ряде экспериментов Пиаже показал, что дети в возрасте 3–4 лет различают фигуры на ощупь именно по топологическим свойствам. Они легко отличают замкнутую фигуру от открытой, предмет с отверстием внутри от сплошного, но не способны различать между собой разные замкнутые фигуры, где нужно учитывать направление линий и величины углов напр., треугольник и квадрат . Проекционные П. п. помимо перечисленных топологических свойств учитывают свойство сохранения прямолинейности линий. Они связаны с представлением о взаиморасположении объектов с разных т. зр. На самом абстрактном уровне представлений о евклидовом пространстве к топологическим и проекционным свойствам добавляются свойства сохранения метрических отношений или отношений подобия общие пропорции, направление линий, величины углов и др. . В онтогенезе этот тип П. п. формируется позже других и связан с пониманием того, что предметы существуют в объективном пространстве независимо от положения и т. зр. наблюдателя. При этом типе П. п. оценка пространственных свойств привязана не к конкретной позиции наблюдателя, а к абстрактной системе координат. В связи с этим представления о евклидовом пространстве часто называют П. п. о системе координат. Важная роль в их формировании отводится представлениям о вертикали и горизонтали на основе интеграции зрительной, проприоцептивной, кинестетической и вестибулярной информации. О. А. Гончаров

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: