Последние комментарии

4 дня 14 часов ago
Добрый день! Изначально, у многих девушек неверная позиция в представлении отношений. У многих с детства перед глазами сериалы с несчастной любовь, но...
5 недель 3 дня ago
Пишу отзыв больше для тех,кто ищет мастера,особенно для людей,живущих не в России. Я живу в Амстердаме. Мага найти не реально. То есть я обратилась к...
6 недель 1 день ago
Я встречалась с парнем 6 месяцев мы готовились к свадьбе.Но внезапно он стал агрессивным начал часто кричать на меня а через некоторое время сказал мн...
6 недель 2 дня ago
Тема рассмотренная в статье весьма интересна. Говорить о всем народе, весьма сложно, городские жители значительно отличаются от сельских. Жизненные ук...
6 недель 3 дня ago
Как сейчас мне поступить?
7 недель 1 день ago
Здравствуйте. Уж не думаете ли вы, что причиной вашего расставания стал ваш срыв и напоминание жене о том, что ее родители могли бы уже и возвращать д...

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

ПЕТРОВСКИЙ АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ

1924–2006 – рос. сов. психолог. Участник Великой Отечественной войны. Защитил кандидатскую диссертацию Психологические воззрения А. Н. Радищева 1950 , с 1952 г. работал на кафедре психологии Московского пединститута, в 1966 г. стал ее заведующим. В 1965 г. защитил докторскую диссертацию Пути формирования основ советской психологии. П. уже в начале 1960-х гг. отвергает представление о педологии как о лженауке. В 1976 г. П. становится вице-президентом АПН СССР. В 1991 г. назначен президентом-организатором Рос. академии образования, а с 1992 по 1997 г. был ее президентом. Под общей ред. П. и М. Г. Ярошевского подготовлены: Краткий психологический словарь 1985 , Психология. Словарь 1990 . Работал над созданием энц. словаря Психологический лексикон. был консультантом фильмов Семь шагов за горизонт, Я и другие, Чучело. опубликовал свыше 1500 статей, учебников, учебных пособий, монографий, популярных книг напр., Беседы о психологии , справочных изданий, многие из которых были переведены на иностранные языки. П. – автор теории деятельностного опосредствования межличностных отношений личности в группе. Фигурируя первоначально под именем стратометрическая концепция групп и коллективов, эта теория описывала различные уровни-слои внутригрупповой активности. Ядерный слой – деятельность, реализуемая группой. Включение групповой деятельности ГД в социально-психологический портрет группы – принципиально важная отличительная черта концептуальных разработок П. по сравнению с общепринятыми моделями описания групп в соц. психологии. ГД ее ценности, нормы, организация и т. д. порождает слой межличностных отношений, несводимый к функционально-ролевым контактам участников, а также к их чисто эмоциональным связям. Ядерный слой ГД можно символизировать, используя обозначения: S, S?, S* субъекты: данный, ближний, дальний , O объект ГД , ? отношение . Ядро ГД, т. о., представляет собой форму проявления субъект-объектного отношения, S?O. Ценность и продукты ГД локализованы за пределами самой группы, обращены к дальним S* . Поэтому отношение субъекта к объекту ГД есть фрагмент целостного S-O-S* отношения. Отношения с дальними, так же как и отношения между своими, опосредствуются ГД. На рис. 8 изображены ядро и 2 других слоя активности группы. Второй слой ГД – это межличностные отношения, возникающие в ГД и опосредствуемые ею. Среди феноменов, относящихся ко второму слою, лежащему между ядерным деятельностным и поверхностным личностно-эмоциональным слоями жизнедеятельности группы, отметим следующие: 1. Феномен коллективистского самоопределения – готовность личности противостоять давлению группы, защищая при этом интересы, нормы и ценности группы. Эмпирически подобная готовность должна выявляться путем сравнения позиций мнений, взглядов , высказываемых личностью в двух ситуациях: в условиях свободного волеизъявления и под воздействием ложной информации, якобы отражающей мнение группы, а в действительности идущей вразрез с ним. Т. о. удается отличить конформных индивидов от тех, кто осуществляет акт самоопределения исследования И. А. Оботуровой и А. А. Туровской . Вторые противостоят тем, кто всегда за, и тем, кто всегда против. Этот феномен составляет альтернативу как конформизму, так и нонконформизму. 2. Опосредствованность мотивационного ядра межличностных выборов целями и задачами ГД. Процедура выявления такого ядра разработка В. А. Петровского предполагает сопоставление рядов, полученных в результате: а реализации индивидом социометрической процедуры строится ранговый ряд индивидуальных предпочтений и б реализации процедуры оценивания ранжирования индивидом тех же членов группы по ряду оснований интеллект, внешняя привлекательность, готовность оказать помощь, профессиональная компетентность, ответственность, чувство юмора и др. . При установлении меры связи между рядами а и б становится ясно, входят ли соответствующие личностные достоинства членов группы в мотивационное ядро выбора или нет, а также какова их возможная роль в предпочтении. Установлено, что содержание мотивационного ядра выбора партнера может служить показателем уровня развития группы как коллектива. 3. Референтность versus аттракция. Референтность, в отличие от аттракции, – это значимость другого человека как носителя мнений, позиций, взглядов. Идея референтометрии исследование Е. В. Щедриной : испытуемый имеет возможность ознакомиться с мнением любого члена группы по поводу тех или иных значимых для него вопросов. число лиц, с мнением которых можно ознакомиться, строго ограниченно. Т. о., испытуемый поставлен в ситуацию выбора: чье мнение узнать в первую вторую, третью очередь. Выбранные в этих условиях лица образуют значимый круг общения – референтную группу. Примечательно, что корреляции между социометрическими и референтометрическими статусами индивидов являются низкими. Референтометрическая структура располагается как бы под слоем межличностных отношений, основанных на эмоциональных связях. 4. Соучаствование – феномен групповой жизни, заключающийся в том, что члены группы защищают интересы других как свои собственные. Соучаствование термин А. Н. Радищева как деятельное отношение – это и сочувствие, и соучастие. Для его изучения создаются условия, в которых активность членов группы имеет двоякую направленность: преследование общей цели группы и предупреждение риска неблагоприятных последствий, затрагивающих одного или нескольких членов группы в процессе достижения цели. Повышение скорости выполнения задачи, что соответствует соревновательной цели ГД, повышает вероятность ошибок и возможность наказания. В одном случае наказываются все, в другом – только некоторые или кто-то один. Сравнивая особенности поведения группы в том и др. случае, определяется мера действенной групповой идентификации таково первоначальное название феномена соучаствования, предложенное автором метода В. А. Петровским . Для развитых групп типичен феномен соучаствования, в группах низкого уровня развития участники охотнее рискуют другими во имя общего блага исследования А. И. Папкина и др. 5. Ценностно-ориентационное единство как характеристика сплоченности. В противовес традиционным подходам к пониманию сплоченности оцениваемой по числу контактов, взаимных выборов и предпочтений, базирующихся на симпатиях и антипатиях , в школе П. сплоченность трактуется как мера общности взглядов, позиций, ценностных ориентаций участников ГД относительно самой этой деятельности исследование В. В. Шпалинского . Стереотипные представления о сплоченности как о продукте общения, т. о., переворачиваются: частота и взаимность межиндивидуальных контактов рассматриваются как производная величина от единства ценностных ориентации в группе. Главный научный вопрос, волновавший П. в последние десятилетия его жизни, заключался в том, чтобы выявить возможности теории деятельностного опосредствования для понимания личности человека, ее динамики, развития. Работа П. в этом направлении совместно В. А. Петровским привела к созданию концепции персонализации, трактующей личность индивида как его присутствие в жизнедеятельности др. людей, как включенность одного человека в пространство жизни другого. Вводится представление о потребности и способности персонализации. Гипотетическая потребность персонализации потребность быть личностью определялась как стремление индивида быть идеально представленным в др. людях, жить в них, что предполагает поиск средств продолжения себя в др. человеке. Отталкиваясь от своей давней идеи – потребность есть сущность, проявляющая себя многообразием мотивов и интересов 1964 , – П. подчеркивал, что потребность в персонализации лежит в основе побуждений, которые ранее рассматривались независимо друг от друга напр., аффилиация, лидерство и др. . Способность персонализации способность быть личностью – это индивидуально-психологические особенности человека, благодаря которым он совершает социально значимые поступки, обеспечивающие возможность получить идеальную представленность в др. людях. В развитие этих идей П. предложил трехфакторную концептуальную модель значимого другого. Первый фактор – аттракция, способность значимого другого вызывать симпатию или антипатию, быть социометрически избираемым или отверженным социометрический статус, А+ и А . Второй – референтность референтометрический статус, Р+ и Р . При максимальной ее выраженности – власть авторитета: признание окружающими за значимым другим права принимать ответственные решения. при минимальной выраженности – антиреферентность: категорическое отторжение окружающими всего того, что предлагает человек в деятельности и общении. Третий – власть, властные полномочия значимого другого статус власти, В+ и В . Выход субъекта, наделенного властными полномочиями, из служебной иерархии нередко лишает его статуса значимого другого для его сослуживцев что происходит, если его служебный статус не сочетался с личностными характеристиками – референтностью и аттракцией . При максимально высоком положении в иерархии индивид не может не быть значимым другим для зависимых от него лиц, ибо в его руках не власть авторитета, но авторитет власти. Эвристические возможности модели подтверждены в исследованиях статусных различий и процессов группообразования в закрытых воспитательных учреждениях детские дома, интернаты, колонии для несовершеннолетних правонарушителей и др. . Потребность и способность быть личностью – теоретические конструкты, которые были использованы П. при построении модели макро– и микрофаз возрастного развития личности. В этой модели были представлены закономерности и этапы вхождения индивида в новую, относительно стабильную, соц. среду, а также особенности перехода из одной среды в другую. пружина развития понималась как противоречие между потребностью и способностью индивида быть личностью в группах, отличающихся характером построения и содержанием совместной деятельности. определяющий фактор развития личности не деятельность как таковая очищенная от примесей отношений и не общение как таковое вне интересов общего дела , а деятельностно-опосредствованные взаимоотношения в группе. При этом макро– и микрофазы развития личности подчиняются логике чередования процессов адаптации, индивидуализации и интеграции личности в малой группе здесь выделяются микрофазы развития и в большой группе общество в целом, дальние – речь идет о макрофазах развития . Совместно с М. Г. Ярошевским позднее с В. А. Петровским П. разрабатывал концепцию теоретической психологии, представляющей собой результат категориальной саморефлексии психологии как исторически складывающейся науки. Разработка категориального строя психологии базировалась на механизме категориального синтеза, позволяющего изобразить логические взаимопереходы и связи между категориями различных кластеров субстанциональность, направленность, активность, когнитивность, пристрастность, событийность, действительность и плеяд биологические, протопсихологические, базисные психологические, метапсихологические, экстрапсихологические категории . Книга П. Психология и время, завершенная им в последний день его жизни, представляет собой опыт хронопсихологии, раскрывающий связь науки, истории общества и психологии людей. Новеллы, образующие главы этой книги, посвящены судьбам людей, с которыми П. был связан личными и деловыми узами, а также судьбе рос. психологии на обочине особого пути развития. Опорный принцип развертки хронопсихологии заключается в признании психологической двойственности исторического времени: человек живет как бы в двух временных плоскостях: объективной, исторической, и субъективной, личностной, биографической. Тем самым личная биография человека, пронизанная токами исторического времени, не может быть понята как прямая проекция перипетий исторического процесса. Важный аспект хронопсихологии – политическая история науки. Политическая история рос. психологии демонстрирует ее зависимость от дисциплинирующего воздействия тоталитарного общества: напр., заведомо обреченные на провал попытки ученых пойти особым идеологически безупречным путем в разработке научных проблем, в то время как подлинные открытия могли быть совершены и совершались на обочине особого пути. В. А. Петровский

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: