Последние комментарии

1 неделя 18 часов ago
Добрый день! Изначально, у многих девушек неверная позиция в представлении отношений. У многих с детства перед глазами сериалы с несчастной любовь, но...
5 недель 6 дней ago
Пишу отзыв больше для тех,кто ищет мастера,особенно для людей,живущих не в России. Я живу в Амстердаме. Мага найти не реально. То есть я обратилась к...
6 недель 4 дня ago
Я встречалась с парнем 6 месяцев мы готовились к свадьбе.Но внезапно он стал агрессивным начал часто кричать на меня а через некоторое время сказал мн...
6 недель 5 дней ago
Тема рассмотренная в статье весьма интересна. Говорить о всем народе, весьма сложно, городские жители значительно отличаются от сельских. Жизненные ук...
6 недель 6 дней ago
Как сейчас мне поступить?
7 недель 4 дня ago
Здравствуйте. Уж не думаете ли вы, что причиной вашего расставания стал ваш срыв и напоминание жене о том, что ее родители могли бы уже и возвращать д...

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

ПЕДОЛОГИЯ

от греч. pais – дитя + logos – слово, наука – течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX–XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию, развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Основателем П. признан амер. психолог С. Холл, который создал в 1889 г. 1-ю педологическую лабораторию. сам термин придумал его ученик – О. Крисмент. Но еще в 1867 г. К. Д. Ушинский в труде Человек как предмет воспитания предвосхитил появление П.: Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях. На Западе П. занимались С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др. Основоположником рос. П. явился блестящий ученый и организатор А. П. Нечаев см. Памяти типы . Большой вклад внес В. М. Бехтерев, организовавший в 1907 г. Педологический ин-т в СПб. Первые 15 послереволюционных лет были благоприятными: шла нормальная научная жизнь с бурными дискуссиями, в которых вырабатывались подходы и преодолевались неизбежные для молодой науки болезни роста. Предмет П., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее руководителей А. Б. Залкинд, П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, С. С. Моложавый и др. , четко определен не был, и попытки найти специфику П., несводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели. П. стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Блонский определял П. как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. То, что П. была еще далека от идеала, объясняется не ошибочностью подхода, а огромной сложностью создания междисциплинарной науки. Безусловно, среди педологов не было абсолютного единства взглядов. Все же можно выделить 4 основных принципа. 1. Принцип целостности: ребенок – целостная система, он не должен изучаться только по частям что-то – физиологией, что-то – психологией, что-то – неврологией . 2. Генетический принцип: ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Этот принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Примером может служить понимание Выготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы внутренней речи взрослого. 3. Принцип контекста: ребенка можно изучать лишь с учетом его соц. среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на морфофизиологические параметры развития. 4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных соц. потрясений было особенно актуально. Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психологическое консультирование. проводилась работа с родителями. разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Л. и М. действовали ин-ты П., где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой. В 1930-е гг. началась критика многих положений П. проблем предмета П., био– и социогенеза, тестов и др. , приняты 2 постановления ЦК ВКП б . В 1936 г. П. была разгромлена, многие ученые репрессированы, судьбы других искалечены. Закрылись все педологические ин-ты и лаборатории. П. вымарали из учебных программ всех вузов. Щедро наклеивались ярлыки: Выготский объявлен эклектиком, Басов и Блонский – пропагандистами фашистских идей. Постановления и последовавшая обвальная критика варварски, но мастерски извратили саму суть П., вменив ей в вину приверженность биогенетическому закону и теории 2 факторов см. Конвергенции теория , фатально предопределяющей судьбу ребенка застывшей соц. средой и наследственностью это слово должно было звучать ругательно , применение бесполезных или вредных психологических тестов. На самом деле, считает В. П. Зинченко, педологов погубила их система ценностей: Интеллект занимал в ней одно из ведущих мест. Они ценили прежде всего труд, совесть, ум, инициативу, благородство. Ряд работ Блонского напр., Развитие мышления школьника. М., 1935 , работы Выготского и его сотрудников по детской психологии заложили фундамент современных научных знаний о психическом развитии ребенка. Труды Н. М. Щелованова, М. П. Денисовой, Н. Л. Фигурина см. Комплекс оживления , создававшиеся в педологических по названию учреждениях, содержали ценный фактический материал, вошедший в фонд современных знаний о ребенке и его развитии. Эти труды были положены в основу и ныне действующей системы воспитания в младенческом и раннем возрасте, а психологические исследования Блонского и Выготского обеспечили возможности разработки теоретических и прикладных проблем возрастной и педагогической психологии в нашей стране. При этом реальный психологический смысл исследований и их педологическое оформление долгое время не позволяли отделить одно от другого и по достоинству оценить их вклад в психологическую науку. И. А. Мещерякова

Несомненно, гос. произвол в отношении отечественной П. сыграл решающую роль в ее трагическом конце, но обращает на себя внимание тот факт, что и в др. странах П. в конце концов прекратила свое существование. Судьба П. как поучительный пример недолговечного проекта комплексной науки заслуживает глубокого методологического анализа. Б. М.

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: