ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ определение психологического термина. Психологический словарь | anyPSY.ru - Вся психология




Последние комментарии

1 неделя 12 часов ago
Добрый день! Изначально, у многих девушек неверная позиция в представлении отношений. У многих с детства перед глазами сериалы с несчастной любовь, но...
5 недель 6 дней ago
Пишу отзыв больше для тех,кто ищет мастера,особенно для людей,живущих не в России. Я живу в Амстердаме. Мага найти не реально. То есть я обратилась к...
6 недель 4 дня ago
Я встречалась с парнем 6 месяцев мы готовились к свадьбе.Но внезапно он стал агрессивным начал часто кричать на меня а через некоторое время сказал мн...
6 недель 5 дней ago
Тема рассмотренная в статье весьма интересна. Говорить о всем народе, весьма сложно, городские жители значительно отличаются от сельских. Жизненные ук...
6 недель 6 дней ago
Как сейчас мне поступить?
7 недель 4 дня ago
Здравствуйте. Уж не думаете ли вы, что причиной вашего расставания стал ваш срыв и напоминание жене о том, что ее родители могли бы уже и возвращать д...

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

англ. education and develoрment – широко разрабатываемая в психологии проблема, выясняющая взаимоотношение этих двух различных процессов см. Педагогическая психология, Развитие психики, Учение . В отечественной психологии эта проблема была впервые сформулирована Л. С. Выготским в нач. 1930-х гг. Он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив, что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового в развитии. Введенное им понятие зона ближайшего развития раскрывает это общее теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, успешно начинает выполнять то, что он до этого не мог выполнить самостоятельно. Мера этой помощи способность ее воспринять выступает как показатель потенциальных возможностей ребенка к обучению см. Обучаемость . То же, чего ребенок уже достиг к моменту обучения, характеризуется Выготским как зона актуального развития. Вместе с тем он подчеркивал, что развитие влияет на обучение и имеет свои собственные закономерности. Выготский подверг критике 2 против. направления, представленные в 1930-х гг. в зарубежной психологии: 1 рассматривающее развитие в отрыве от обучения Ж. Пиаже и 2 отождествляющее развитие с обучением Э. Торндайк . Дальнейшее развитие эта проблема получила в трудах П. П. Блонского, показавшего сложное соотношение между знанием и мышлением: овладение знаниями, с одной стороны, – необходимое условие развития мышления, а с другой – вне мыслительного процесса не м. б. усвоения знаний. Интенсивные исследования в 1940–1960-е гг. способствовали дальнейшей разработке проблемы О. и р., прежде всего по линии выявления условий, при которых обучение становится развивающим, и определения конкретных форм обучения, обеспечивающего более высокое умственное развитие уч-ся в условиях как индивидуальных, так и групповых экспериментов с целыми классами . При этом одни психологи придавали решающее значение изменению содержания образования Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. см. Развивающее обучение , другие достигали развивающего эффекта обучения г. о. посредством усовершенствования методов обучения Л. В. Занков , третьи пытались средствами обучения изменить способы умственной деятельности уч-ся и тем самым повысить эффективность усвоения Н. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский, Е. Н. Кабанова-Меллер и др. . В ряде исследований было установлено, как влияет на интеллектуальное развитие поэтапное формирование умственных действий П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина , какое воздействие на него оказывают разные методы обучения Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская и др. , какую роль в этом развитии играет проблемное обучение Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин . В работах Г. С. Костюка и его сотрудников специально рассматривались различные формы взаимозависимости О. и р. Т. зр., признающая ведущую роль обучения в развитии при всей сложности их соотношения и широко представленная в работах психологов разных стран, противостоит взглядам Ж. Пиаже и Б. Инельдер, утверждающих, что обучение лишь пассивно следует за психическим развитием, приспосабливаясь к его наличному уровню, что развитие имеет законы, независимые от обучения. Наиболее четко эти различные позиции были представлены на XVIII Межд. психологическом конгрессе М., 1966 . Многие вопросы, касающиеся решения данной проблемы, еще требуют разработки. Актуальны, в частности, вопросы о стадиях развития мышления в различных условиях обучения, о критериях умственного развития в процессе обучения. Особую актуальность имеет вопрос о воздействии различных форм обучения на развитие личности уч-ся, на становление ее мировоззрения, убеждений.

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: