Последние комментарии

5 дней 18 часов ago
Добрый день! Изначально, у многих девушек неверная позиция в представлении отношений. У многих с детства перед глазами сериалы с несчастной любовь, но...
5 недель 4 дня ago
Пишу отзыв больше для тех,кто ищет мастера,особенно для людей,живущих не в России. Я живу в Амстердаме. Мага найти не реально. То есть я обратилась к...
6 недель 2 дня ago
Я встречалась с парнем 6 месяцев мы готовились к свадьбе.Но внезапно он стал агрессивным начал часто кричать на меня а через некоторое время сказал мн...
6 недель 3 дня ago
Тема рассмотренная в статье весьма интересна. Говорить о всем народе, весьма сложно, городские жители значительно отличаются от сельских. Жизненные ук...
6 недель 4 дня ago
Как сейчас мне поступить?
7 недель 2 дня ago
Здравствуйте. Уж не думаете ли вы, что причиной вашего расставания стал ваш срыв и напоминание жене о том, что ее родители могли бы уже и возвращать д...

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

ОБЩЕНИЕ

англ. communication, личное общение – personal contact – представляет собой один из сложнейших феноменов для научного изучения, что проявляется в различных концептуальных спорах, напр.: 1 О. как особая деятельность со своими потребностями, мотивами, предметом, и т. д. или О. как сторона, условие осуществления любой др. деятельности. 2 О. как обмен информацией коммуникация или обмен информацией как составная часть О.. 3 О. как взаимодействие интеракция или взаимодействие как составная часть О. Консенсус наблюдается в немногих пунктах. 1. Не оспаривается роль О. в фило– и онтогенезе, в жизни отдельного человека, группы и всего человечества. 2. Так или иначе признается знаковый характер О. 3. Достаточно распространены идеи о существовании у человека особой потребности в О. 4. Многие признают включенность О. в практическую деятельность людей совместный труд, познание, игра при возможном обособлении его в особую активность фатическое О. . 5. В любом коммуникативном акте многие авторы Г. М. Андреева, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский и др. вычленяют 3 стороны плана : обмен информацией коммуникативная сторона , обмен действиями интерактивная сторона и возникновение образа, понимание партнера социально-перцептивная сторона . К этому перечню логично добавить еще одну сторону – эмоциональную. На очень общем философском уровне О. определяется как межсубъектное взаимодействие. При этом партнером в О. может быть реальный субъект во всех ипостасях личность, группа, представитель группы, культура , иллюзорный партнер животное, вещь , воображаемый партнер alter Ego, мифологический или художественный персонаж, образ отсутствующего человека . Самая общая, т. н. кибернетическая схема для понимания О. предложена в 1939–40 гг. Г. Д. Лассуэллом см. Массовая коммуникация . Вследствие простоты модель подходит для любого акта О., понимаемого как коммуникативный процесс. Несмотря на универсализм и инициированные этой моделью многочисленные исследования, напр. работы Йельской школы по массовой коммуникации и убеждающим сообщениям, ее эвристический потенциал ограничен тем, что единицей О. является однонаправленное сообщение, будь то возглас Привет!, брошенный взгляд или нобелевская лекция. Впоследствии модель Лассуэлла была дополнена посредством введения элементов шум, контекст и т. п. Интересные попытки представить структурные модели О. были сделаны, в частности, М. И. Лисиной и А. А. Леонтьевым в русле деятельностной парадигмы , Б. Д. Парыгиным. Заслуживают упоминания и др. психологические модели: функционально-личностная модель Э. Бёрна в русле транзактного анализа , модель межличностных разрывов Д. Уоллена, типологическо-личностная модель В. Сатир. О. реализуется в огромном множестве вариантов, однако единой, строгой и полной классификации видов, форм и уровней О. не существует. Авторы используют разные критерии и вычленяют различное число видов О. Чаще всего прибегают к критериям используемого языка вербальный, невербальный, в т. ч. оптико-кинетическая система знаков – жесты, мимика, пантомимика. паралингвистическая система – тембр, темп и пр.. экстралингвистическая система – интонация, неречевые вкрапления в речь, напр. паузы. система организации в пространстве и времени. система контакта глазами . речи устное, письменное , типа и числа общающихся субъектов, наличия/отсутствия технических средств и т. д. А. А. Леонтьев удачно ввел деление О. на социально ориентированное и личностно-ориентированное. Разноплановы подходы к пониманию функций О. А. А. Брудный описывает 4 функции: 1 инструментальную обмен информацией в процессе совместного труда . 2 синдикативную объединение людей в группы . 3 трансляционную передача знаний, способов деятельности и оценки, напр., процессе обучения . 4 самовыражения достижение взаимного понимания . Л. А. Карпенко выделяет след. 8 функций 1 контактная достижение обоюдной готовности к дальнейшему О. . 2 информационная обмен различными сообщениями – знаниями, мнениями, оценками, замыслами, решениями и т. д. . 3 побудительная стимуляция активности партнера . 4 координационная взаимное ориентирование, согласование в рамках организации и реализации совместной деятельности . 5 понимания понимание личности партнера и состояния, переживаний, его коммуникативных намерений, стиля и манеры О. . 6 эмотивная генерация в партнере или себе самом нужных эмоциональных переживаний . 7 установление отношений осознание и фиксация своего места, соц. роли, статуса в многообразных системах соц. связей . 8 оказания влияния изменение состояния, поведения, личности партнера посредством воздействия на его личностно-смысловые образования – ценностные ориентации, аттитюды, намерения, убеждения, взгляды, потребности и т. п. . Приведенные списки функций О. скорее комплементарны, чем альтернативны. Итак, О. с психологической стороны можно собирательно определить как процесс межсубъектного взаимодействия, в котором происходит обмен информацией и влияниями, восприятие, понимание и самопрезентация всех партнеров в т. ч. и себя , организация деятельности, развитие отношений. См. также Коммуникативная компетентность, Общение в аспекте развития, Общение педагогическое. И. А. Мещерякова

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: