Последние комментарии

1 день 4 часа ago
Мы с мужем прожили 15 лет вместе и в последний год его как подменили, как будто он стал другим человеком,стал грубым,агрессивным, мы с ним стали посто...
1 неделя 6 дней ago
Я знаю одно, что за свое счастье нужно бороться. Перед тем как выйти замуж, за своего любимого, я прошла семь кругов ада. Унижения, слезы, насмешки л...
1 неделя 6 дней ago
У меня случилась беда (как я тогда думала - оказалось, что это просто неприятность): молодой человек, с которым мы прожили 3 года, от которого я забер...
3 недели 3 дня ago
 Детям, выросшим в неполных семьях, часто дают в воспитании то, чего не додают из полных. Это не критерий в наше время и во времена вашего воспит...
3 недели 3 дня ago
Люди бывают разные. Что он чувствует к вам, сказать не могу, т.к. это надо беседовать с ним. А по вам могу сказать больше - отпустите ситуацию. Вы - м...
7 недель 5 дней ago
 Полезная статья!

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

МОТИВ

англ. incentive – 1 материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью М. удовлетворяются определенные потребности субъекта. 2 психический образ данного предмета. В англоязычной литературе см., напр., словарь Вебстера принимается более широкое толкование М. motive : нечто внутри субъекта потребность, идея, органическое состояние или эмоция , побуждающие его к действию. Поэтому, во избежание смысловых ошибок, слово motive следует переводить как побуждение, состояние побуждения, стремление, импульс, мотивация а иногда и как мотивировка . Часто допускается, что у человека и животных могут возникать состояния побуждения влечения без переживания и осознания мотива. Это может означать 2 ситуации: 1 ситуацию неопредмеченной потребности. 2 ситуацию неосознанного мотива. 1-я ситуация возникает при отсутствии прошлого индивидуального или инстинктивно-видового опыта удовлетворения переживаемой потребности. лишь по мере приобретения такого опыта и формирования соответствующего знания у индивида формируются представления о предметах, способных удовлетворять ту или иную потребность. 2-я ситуация, с одной стороны, является общим случаем для животных, деятельность которых имеет неосознанный и непроизвольный характер. с другой – и человек не всегда способен ясно отдавать себе отчет в истинных мотивирующих факторах своего поведения и деятельности. Наиболее глубоко и последовательно раскрывал отношения в фундаментальной психологической триаде потребность – М. – деятельность А. Н. Леонтьев. Источником побудительной силы М. и соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные потребности. М. определяется как предмет, отвечающий потребности, а потому побуждающий и направляющий деятельность. Деятельность всегда имеет М. немотивированная деятельность – та, М. которой скрыт от самого субъекта и/или внешнего наблюдателя . Однако между М. и потребностью, между М. и деятельностью, а также между потребностью и деятельностью нет отношений строгой однозначности. Иначе говоря, один и тот же предмет может служить удовлетворению разнообразных потребностей, побуждать и направлять разные деятельности и т. д. Нередко деятельность имеет сразу несколько М. т. е. является полимотивированной . точно так же она может побуждаться несколькими потребностями одновременно. Подобные мотивационные комплексы имеют собственную динамику, которая может сопровождаться кратковременной или, напротив, затяжной, едва заметной или же весьма драматической борьбой М. Но окончательное решение что и как делать? принимает, как правило, сознательный субъект на основе внутренней системы ценностей ценностных ориентаций . При этом, как тонко заметил Леонтьев, в ситуации полимотивированности один из М. становится основным, ведущим, а другой – подчиненными, играющими роль дополнительной стимуляции. Весь мотивокомплекс, как правило, не осознается, но он непосредственно проявляется в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, т. е. в форме сложного эмоционального отражения их субъективной ценности и в форме общего эмоционального настроения субъекта. Формирование ведущего М. приводит к тому, что у него помимо функций побуждения и направления деятельности возникает особая смыслообразующая функция: он придает деятельности, действиям, целям, условиям деятельности определенный личностный смысл – осознанное внутреннее оправдание деятельности. Последнее, однако, может сильно отличаться от манифестируемого личностного смысла, называемого мотивировкой. В то же время у зрелой личности существует значительный ресурс произвольного и разумного управления своими М. следовательно, смыслами , которые по большей части являются идеаторными, интеллегибельными образованиями равно как и соответствующие потребности , напр., убеждениями. Личность способна не только осознавать стихийно и спонтанно формирующиеся ведущие М., ретроспективно решая т. н. задачи на смысл Леонтьев , но и формировать ведущие М. в контексте той или иной ситуации и деятельности, придавая ситуации и деятельности определенный смысл на основе собственного понимания актуальности и значимости потребностей. От вышеупомянутой полимотивированности необходимо отличать полимотивированность в др. значении. Хорошо известно, что одинаковое поведение может побуждаться крайне разными М. и мотивокомплексами у одного и того же индивида, тем более – у разных. Поэтому понимание поведения представляет собой чрезвычайно сложную интерпретационную задачу. Тем не менее мотивационный анализ предполагается при юридической и моральной квалификации поступков человека. Б. М.

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: