ЛИНГВОГЕНЕЗ определение психологического термина. Психологический словарь | anyPSY.ru - Вся психология




Последние комментарии

3 дня 12 часов ago
Добрый день! Изначально, у многих девушек неверная позиция в представлении отношений. У многих с детства перед глазами сериалы с несчастной любовь, но...
5 недель 2 дня ago
Пишу отзыв больше для тех,кто ищет мастера,особенно для людей,живущих не в России. Я живу в Амстердаме. Мага найти не реально. То есть я обратилась к...
6 недель 9 часов ago
Я встречалась с парнем 6 месяцев мы готовились к свадьбе.Но внезапно он стал агрессивным начал часто кричать на меня а через некоторое время сказал мн...
6 недель 1 день ago
Тема рассмотренная в статье весьма интересна. Говорить о всем народе, весьма сложно, городские жители значительно отличаются от сельских. Жизненные ук...
6 недель 2 дня ago
Как сейчас мне поступить?
7 недель 1 час ago
Здравствуйте. Уж не думаете ли вы, что причиной вашего расставания стал ваш срыв и напоминание жене о том, что ее родители могли бы уже и возвращать д...

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

ЛИНГВОГЕНЕЗ

англ. linguogenesis – историческое развитие вербально-логических языковых средств анализа. И. М. Дьяконов продемонстрировал 1990 , что в архаических языках наблюдается нехватка языковых средств для выражения непредметных, отвлеченных понятий. поэтому общее передавалось через отдельное, предметное, используемое как троп. Так, в одном из древнейших языков, имевших письменность III тыс. до н. э. , – шумерском – убить означает sang-ngis-rah голову палкой ударить хотя бы речь шла об убиении к.-л. др. способом . ласково – mi-dug, букв. женски говорить и т. д. На примере др. древних языков с более обширным сохранившимся лексическим материалом можно показать, как постепенно происходит образование первых, отвлеченных от симпрактического контекста значений слов: санскр. аs?man камень, скала. небосвод. аккадс. napistu дышок, дыхание, жизненная сила, сам, душа. лат. anima – воздух, дыхание, запах, испарения, живое существо, жизненное начало, тень умершего, душа. В приведенных примерах видно, как отвлеченная категория создается на основе частной, предметной: в санскрите слово аs?man, первоначально использовавшееся для обозначения камня, скалы, метонимически переносится для обозначения небосвода, который мыслился твердым. в аккадском и латыни совпадает образование понятия личной определенности сам, душа от ощущаемого, предметного – дыхание. Передача общего через отдельное, предметное, используемое как троп, создает образ с большим числом возможных эмоциональных ассоциаций: Такие тропы вследствие их широкой ассоциативности могут индуцировать дальнейшие тропы, образующие семантические ряды, пучки и целые семантические поля Дьяконов, 1990, с. 39 . В филологии под тропом понимаются приемы применения слова в переносном его значении, или шире, троп – это обобщение путем сопоставления. Выделяются такие виды тропа, как метафора связь по сходству , метонимия связь по смежности , гипербола преувеличение свойств и др. Томашевский Б. В., 2001, с. 30–39 . И. М. Дьяконов 1990 развил идею о том, что при образовании тропа, выделяющего определенные признаки слова не в его обычном прямом значении, а в значении переносном, эти признаки выделяются эмоционально. Такое понимание образования тропа хорошо согласуется с данными психолингвистики. Еще в 1928 г. А. Н. Леонтьев в исследовании цепных ассоциативных рядов показал, что наличие сильного аффекта способно исказить, разорвать обычные ассоциативные связи, замыкая инкапсулируя их вокруг аффективной смысловой области. Примерно в то же время, используя метод сопряженных моторных реакций, А. Р. Лурия сделал схожие выводы. Эти данные подтверждаются экспериментами, проведенными В. Ф. Петренко 2005 . С др. стороны, в среднеазиатском исследовании А. Р. Лурия 1974 было показано, что даже при наличии в языке отвлеченных, категориальных слов из-за отсутствия систематического школьного обучения они могут восприниматься, использоваться наглядно, предметно. В др. своей работе Лурия заключает: Таким образом, весь путь эволюции языка можно с полным основанием представить как путь освобождения от зависимости от синпрактического контекста и постепенного формирования средств, повышающих роль собственно языкового грамматически построенного синсемантического контекста Лурия, 1975, с. 161 . См. Теоретическое общество, Симпрактическое общество. И. В. Пономарев

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: