КОНФЛИКТ МЕЖГРУППОВОЙ определение психологического термина. Психологический словарь | anyPSY.ru - Вся психология




Последние комментарии

4 дня 21 час ago
Благодарность Яне Федоровой Не знаю что было бы со мной и моей жизнью, если бы не Яна. Она помогла мне в тот момент, когда я уже почти решила свести с...
4 дня 21 час ago
Благодарность Яне Федоровой Не знаю что было бы со мной и моей жизнью, если бы не Яна. Она помогла мне в тот момент, когда я уже почти решила свести с...
4 дня 21 час ago
Я обращалась ко многим магам, но кто после оплаты пропадал, кто просто вымогал денег на дальнейшую работу и я сама отказывалась, понимая что это беско...
1 неделя 6 дней ago
Мы с мужем встречались 3 года.Решили сыграть свадьбу. Свадьба прошла уже не гладко. Переехали в квартиру,он начал задерживаться на работе,часто уезжа...
1 неделя 6 дней ago
Мне помогла ведунья Марина Я уже отчаялась найти сильного мага по интернету. Мне нужно было срочно вернуть мужа или делать аборт, я не хотела воспитыв...
2 недели 1 день ago
Здравствуйте раз уж заговорили об этом,то я расскажу вам свою историю.У меня был молодой человек с которым прожили вместе три с половиной года.Ну и со...

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

КОНФЛИКТ МЕЖГРУППОВОЙ

англ. intergroup conflict – тип конфликтов, в котором в качестве субъектов взаимодействия выступают не отдельные индивиды, а группы. Можно говорить о конфликтах между малыми, большими в частности, религиозными, классовыми, этническими и др. , формальными, неформальными и т. п. группами. В строгом смысле к К. м. относятся и те конфликты между отдельными людьми, в которых они выступают как представители и выразители позиций своих групп. В классических экспериментах М. Шерифа и др. 1953, 1955 показано, что само сосуществование различных соц. группировок не обязательно приводит к развитию конфликтных отношений между ними. Групповые стереотипы гетеростереотипы и автостереотипы , воспринимаемые членами групп отличия своей и чужой групп в т. ч. социальные, культурные, внешние физические и др. отличия чаще всего не являются необходимым условием К. м., но могут существенно усиливать уже возникшую враждебность см. Социальный стереотип . Однако высказано и эмпирически подкреплено против. мнение: уже сам факт номинального разделения людей на группы даже при отсутствии более или менее тесных отношений между ними может порождать, с одной стороны, внутригрупповой фаворитизм и, с другой – дискриминацию по отношению к членам чужой группы Г. Тэджфел и др. . Эта т. зр. корреспондирует с более ранним пониманием природной неизбежности К. м., высказанным У. Самнером и З. Фрейдом: враждебность по отношению к чужой группе и ее представителям – ведущее средство сохранения и поддержания внутренней сплоченности, увеличения силы притяжения внутри собственной группы. Достаточно четко определились 3 основные группы подходов к пониманию К. м. они объединены общей идеей, а не организованной школой : мотивационный, ситуационный и когнитивный. В рамках мотивационного подхода З. Фрейд, Л. Берковиц, М. Дойч, Г. Тэджфел и др. К. м. понимается как следствие внутренних проблем групп, использующих внешний конфликт для разрешения своих внутренних проблем. Ситуационный подход М. Шериф, Р. Блейк и др. акцентирует усилия в направлении поиска факторов, детерминирующих К. м., и обнаруживает их в особенностях ситуации и в первую очередь в столкновении реальных интересов групп. Когнитивный подход подчеркивает роль когнитивных установок групп в отношении друг друга: межгрупповая враждебность возможна и без противоречия интересов, но при условии негативных аттитюдов см. Предрассудок . Роль установок м. б. двоякой: как подчеркивающей при конкуренции , так и затушевывающей при кооперации воспринимаемые различия между группами. Предприняты попытки связать остроту и длительность К. м. с особенностями групп – субъектов конфликта. По мнению нем. философа и социолога Георга Зиммеля 1858–1918 , острота К. м. повышается при большей эмоциональной сплоченности групп, их организованности, включенности в широкую соц. структуру что повышает их контактность и снижает изолированность и большей степени доконфликтного согласия между ними. Помимо того, К. м. отличается большей остротой, если он становится самоцелью и воспринимается участниками как выходящий за рамки их индивидуальных целей. И. А. Мещерякова

Позитивные функции К. м. описаны амер. психологом и социологом Льюисом Козером, который в 1950-х гг. систематизировал взгляды Г. Зиммеля. Среди них: 1. Группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп: широко известно утверждение, что дружить легче против кого-то. несомненно, внешний враг может помочь усилению консолидации между членами группы этот механизм неоднократно использовался в истории политики . 2. Установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений, интеграция и идентификация, социализация и адаптация как индивидов, так и групп: позитивным выходом из К. м. может стать более отчетливый свод правил межгруппового взаимодействия, демаркация границ между группами или подразделениями, сферами их компетенции и ответственности. 3. Получение информации об окружающей соц. среде: К. м. может использоваться как инструмент для более глубокого понимания ситуации. в аналогичной функции применяется т. н. разведка боем. 4. Создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти, соц. контроль: К. м. может привести к перераспределению власти, законодательной констатации новых реалий, нового баланса сил, более адекватно отвечающего сложившейся ситуации. 5. Нормотворчество: при позитивном разрешении К. м. фиксируются новые правила взаимоотношений между субъектами К. м. и между третьими силами, чьи интересы также фигурировали в его ходе. 6. Создание новых соц. институтов: К. м. – один из родоначальников новых организаций и направлений деятельности. большое число организаций возникло в процессе и в результате отделения групп сотрудников от материнской организации. именно К. м. позволил им сплотиться и осознать отличия своих интересов от интересов их прежних сослуживцев и руководителей. 7. Интенсификация рефлексии: в процессе К. м. активизируются личностные и интеллектуальные силы оппонентов. они могут привести к новым, неординарным решениям. некоторые решения, для кристаллизации которых в обычных условиях потребовались бы годы, достигают своей зрелости за гораздо более короткие интервалы времени. 8. Качественные преобразования: в результате разрешения К. м. могут возникать новые структуры, не имевшие предшественников в доконфликтной ситуации. это касается как социальных и организационных систем, так и технических решений. то же можно сказать о многих образцах социальной и материальной жизни. Е. Б. Моргунов

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: