КОМПЛЕКС ЭДИПА определение психологического термина. Психологический словарь | anyPSY.ru - Вся психология




Последние комментарии

1 неделя 1 день ago
Я знаю одно, что за свое счастье нужно бороться. Перед тем как выйти замуж, за своего любимого, я прошла семь кругов ада. Унижения, слезы, насмешки л...
1 неделя 1 день ago
У меня случилась беда (как я тогда думала - оказалось, что это просто неприятность): молодой человек, с которым мы прожили 3 года, от которого я забер...
2 недели 5 дней ago
 Детям, выросшим в неполных семьях, часто дают в воспитании то, чего не додают из полных. Это не критерий в наше время и во времена вашего воспит...
2 недели 6 дней ago
Люди бывают разные. Что он чувствует к вам, сказать не могу, т.к. это надо беседовать с ним. А по вам могу сказать больше - отпустите ситуацию. Вы - м...
7 недель 16 часов ago
 Полезная статья!
7 недель 20 часов ago
Здраствуйте дорогие девушки , я вот почитала все вашы истории (да это действительно печально, и очень тяжело)вижу как вы цепляетесь за каждую возможно...

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

КОМПЛЕКС ЭДИПА

англ. Oediрus comрlex – одна из важнейших концепций фрейдовского психоанализа. Объясняет становление индивида как соц. морального субъекта и формирование высшей психической инстанции Суперэго , в результате чего индивид делается личностью. Интерпретирует также глубинные мотивы взаимоотношений между детьми и родителями. Концепция К. Э. не только отсылает к античному миру об Эдипе, но и сама, как и многие др. концепции психоанализа, в определенной степени является мифом. Мифологичность означает не ложность, но символически-аллегорическую форму выражения идеи, обычно для науки не характерную. Именно в виде мифа К. Э. вошел в контекст западной культуры XX в. В наиболее известном варианте суть К. Э. такова: мальчик испытывает сексуальное влечение к собственной матери и агрессию к отцу, занимающему возле матери место, желанное для сына. Агрессия сочетается не только со стремлением, но и с невозможностью занять место отца. Это сочетание приводит в действие механизм идентификации с отцом – мальчик становится на его место и даже как бы преображается в него, но в идеально-символическом плане, а не в действительности. Идентифицируясь с отцом, мальчик перенимает черты взрослого мужского поведения мужскую соц. роль , но главное – систему моральных инструкций и запретов, присутствующих у взрослого отца . Эта система – моральная цензура сознания – образует т. н. Суперэго Сверх-Я , представляющее в индивидуальной психике соц. нормы и являющееся одним из 3 основных элементов, образующих, согласно З. Фрейду, структуру личности Ид, Эго, Суперэго . Данная ситуация, происходящая внутри семьи, была ассоциирована с античным мифом об Эдипе, который убивает отца и женится на матери инцест . Наличие мифологического сюжета, в котором выражался строжайший запрет на оба этих деяния, понималось Фрейдом как свидетельство того, что в раннем первобытном обществе сожительство с матерью и убийство отца были обычным делом соответствующим естественной мотивации , на которое впоследствии, с развитием общества, был наложен запрет табу , глубоко укоренившийся в культуре всех народов. Изложенная концепция К. Э. представляет крайний и психологически упрощенный случай. В реальности, по Фрейду, ребенок идентифицируется не только с родителем, чье место хотел бы занять, но и с объектом своего влечения, т. е. с обоими родителями. При этом влечение мальчика к матери и агрессия к отцу могут не выражаться отчетливо. Одна из идентификаций с отцом или с матерью начинает доминировать лишь в подростковом возрасте, при нормальном развитии совпадая с полом ребенка. Вместе с тем, идентифицируясь с обоими родителями, ребенок усваивает черты обоих родителей, и его Суперэго складывается из моральных представлений как отца, так и матери. Женская версия К. Э. – комплекс Электры. Здесь мифологическая ассоциация – сюжет, в котором микенская царевна Электра убивает собственную мать за то, что та убила своего мужа отца Электры . В этом сюжете Фрейд увидел влечение Электры к отцу, хотя в мифе о нем речи нет. Комплекс Электры специально и подробно в психоанализе не рассматривается, т. к. считается во всем сходным с К. Э. Критика концепции К. Э. в основном состоит в отрицании необходимости, всеобщности элементов К. Э. в развитии каждого индивида и в интерпретации К. Э. как психической аномалии. Др. вариант критики – утверждение, что сам К. Э., равно как и особая значимость сексуальных переживаний, запретного плода, и их вытесняемость в бессознательное, наполненность бессознательного исключительно сексуальной мотивацией пансексуализм , – феномены современных Фрейду семейных и общественных нравов, утратившие со 2-й трети XX в. конкретно-житейскую активность. Очевидно, обе критические версии, как и ряд эмпирических исследований, воспринимают К. Э. не как психоаналитический миф, а как научную идею. Представителям психоанализа более импонирует то, что концепция К. Э. активно используется в западной культурологии начало чему положил сам Фрейд и в искусстве литературе, кинематографе . Е. З. Басина

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: