ИНТЕЛЛЕКТ определение психологического термина. Психологический словарь | anyPSY.ru - Вся психология

Интернет магазин элитного чая



Последние комментарии

23 часа 49 минут ago
Супружеская измена это страшно. Это неприятно. И это невыносимо больно. Я знаю, о чем я пишу, потому что сама это пережила. Муж загулял как последний...
23 часа 50 минут ago
Хочу рассказать как мы обращались к магу Александру Таянко, я и жена не могли иметь детей, как только мы начали встречаться, то в планах детей у нас н...
2 дня 17 часов ago
Я как раз из тех, у кого жизнь все расставила по своим местам - с годами отвращение к детям и материнству только окрепло. Думаю, если бы когда-то я по...
4 дня 16 часов ago
 Здравствуйте. Вам преждевсего нужно принять ситуацию такой какая она есть я про отношения вашей мамы и отчима и, перестать волноваться по этому...
6 дней 22 часа ago
 Здравствуйте. Вы сами определили свою проблему"боюсь быть обманутой", вот с ней Вам и нужно поработать. Как известно уйдет причина не...
1 неделя 1 день ago
 Здравствуйте. Для того, чтобы получить ответы на все ваши вопросы, вашей маме и отчиму НЕОБХОДИМО САМИМ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К ПСИХОЛОГУ, т.к....

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

ИНТЕЛЛЕКТ

англ. intelligence. от лат. intellectus – понимание, познание – 1 общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. способностей. 2 система всех познавательных когнитивных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. 3 способность к решению проблем без проб и ошибок в уме см. Инсайт . Понятие И. как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам. Р. Стернберг выделил 3 формы интеллектуального поведения: 1 вербальный И. запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное . 2 способность решать проблемы. 3 практический И. умение добиваться поставленных целей и пр. . В нач. XX в. И. рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний. В настоящее время в тестологии принята диспозиционная трактовка И. как психического свойства способности : предрасположенности рационально действовать в новой ситуации. Встречается также операциональная трактовка И., восходящая к А. Бине: И. – это то, что измеряют тесты. И. изучается в разных психологических дисциплинах: напр., в общей, возрастной, инженерной и дифференциальной психологии, патопсихологии и нейропсихологии, в психогенетике и пр. Можно выделить несколько теоретических подходов к исследованию И. и его развития. Структурно-генетический подход базируется на идеях Ж. Пиаже, который рассматривал И. как высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой. Пиаже выделял 4 типа форм взаимодействия субъект – среда: 1 формы низшего типа, образуемые инстинктом и непосредственно вытекающие из анатомо-физиологической структуры организма. 2 целостные формы, образуемые навыком и восприятием. 3 целостные необратимые формы оперирования, образуемые образным интуитивным дооперациональным мышлением. 4 мобильные, обратимые формы, способные группироваться в различные сложные комплексы, образуемые операциональным И. Когнитивистский подход основан на понимании И. как когнитивной структуры, специфика которой определяется опытом индивида. Сторонники этого направления проводят анализ основных компонентов выполнения традиционных тестов, чтобы выявить роль этих компонентов в детерминации тестовых результатов. Наибольшее распространение получил факторно-аналитический подход, основоположником которого является англ. психолог Чарлз Спирмен Sрearman, 1863–1945 . Он выдвинул концепцию генерального фактора, g, рассматривая И. как общую умственную энергию, уровень которой определяет успешность выполнения любых тестов. Наибольшее влияние этот фактор оказывает при выполнении тестов на поиск абстрактных отношений, наименьшее – при выполнении сенсорных тестов. Ч. Спирмен выявил также групповые факторы И. механический, лингвистический, математический , а также специальные факторы, определяющие успешность выполнения отдельных тестов. Позже Л. Терстоун разработал мультифакторную модель И., согласно которой существует 7 относительно независимых первичных интеллектуальных способностей. Однако исследования Г. Айзенка и др. показали, что между ними существуют тесные связи и при обработке данных, полученных самим Терстоуном, выделяется общий фактор. Известность получили также иерархические модели С. Барта, Д. Векслера и Ф. Вернона, в которых интеллектуальные факторы выстраиваются в иерархию по уровням обобщенности. К числу наиболее распространенных принадлежит также концепция амер. психолога Р. Кеттелла о 2 видах И. соответствующих 2 выделенным им факторам : текучем fluid и кристаллизованном cristallized . Эта концепция занимает как бы промежуточное положение между взглядами на И. как на единую общую способность и представлениями о нем как о множестве умственных способностей. По Кеттеллу, текучий И. выступает в задачах, решение которых требует приспособления к новым ситуациям. он зависит от действия фактора наследственности. кристаллизованный И. выступает при решении задач, явно требующих обращения к прошлому опыту знаниям, умениям, навыкам , в большой степени заимствованному из культурной среды. Помимо 2 общих факторов Кеттелл выделил также парциальные факторы, связанные с активностью отдельных анализаторов в частности, фактор визуализации , а также факторы-операции, соответствующие по содержанию специальным факторам Спирмена. Исследования И. в пожилом возрасте подтверждают модель Кеттелла: с возрастом после 40–50 лет снижаются показатели текучего И., а показатели кристаллизованного остаются в норме почти неизменными. Не меньшую популярность имеет модель амер. психолога Дж. Гилфорда, который выделил 3 измерения И.: умственные операции. особенности материала, используемого в тестах. полученный интеллектуальный продукт. Сочетание этих элементов куб Гилфорда дает 120–150 интеллектуальных факторов, часть из которых удалось идентифицировать в эмпирических исследованиях. Заслугой Гилфорда является выделение соц. И. как совокупности интеллектуальных способностей, определяющих успешность межличностной оценки, прогнозирования и понимания поведения людей. Кроме того, он выделил способность к дивергентному мышлению способность к порождению множества оригинальных и нестандартных решений как основу креативности. указанная способность противопоставляется способности к конвергентному мышлению, которая выявляется в задачах, требующих однозначного решения, находимого с помощью усвоенных алгоритмов. Сегодня, несмотря на попытки выделить все новые элементарные интеллектуальные способности, большинство исследователей сходятся на том, что общий И. существует как универсальная психическая способность. По мнению Айзенка, в его основе лежит генетически детерминированное свойство н. с., определяющее скорость и точность переработки информации. В связи с успехами в развитии кибернетики, теории систем, теории информации, искусственного И. и др. наметилась тенденция понимать И. как познавательную деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию см. Тьюринга тест . Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о том, что доля генетически обусловленной дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов обычно колеблется от 0,5 до 0,8. Наибольшая генетическая обусловленность выявлена у вербального И., несколько меньшая у невербального. Невербальный И. И. действия более тренируем. Индивидуальный уровень развития И. определяется также рядом средовых влияний: интеллектуальным возрастом и климатом семьи см. Порядок рождения , профессией родителей, широтой соц. контактов в раннем детстве и т. д. В рос. психологии XX в. исследования И. развивались в нескольких направлениях: изучение психофизиологических задатков общих умственных способностей Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, Э. А. Голубева, В. М. Русалов , эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной деятельности О. К. Тихомиров , когнитивных стилей М. А. Холодная , как способности действовать в уме Я. А. Пономарев . В последние годы развиваются такие новые области исследований, как особенности имплицитных или обыденных теорий И. Р. Стернберг , регуляторные структуры А. Пажес , связь И. и креативности Е. Торренс и др. См. также Кристаллизованный интеллект, Флюидный интеллект, Торндайк Эдвард Ли, Эмоциональный интеллект. В. Н. Дружинин

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: