ГИПОТЕЗА определение психологического термина. Психологический словарь | anyPSY.ru - Вся психология




Последние комментарии

1 неделя 6 дней ago
К сожалению, так случается в жизни. Ваш отец - авторитарный человек, который привык к высокому статусу и определенному отношению к другим людям. Вы ег...
3 недели 4 дня ago
Здравствуйте! В Ваших вопросах уже заложен ответ. Вы отказываетесь от материальных ценностей: Вам не хочеться купить машину получше, Вам не хочеться п...
3 недели 4 дня ago
Здравствуйте! Вы пишите, что уважаете и цените свою сестру, как кровиночку, но при этом Вы собираетесь намекнуть своей сестре, что хотите заниматься с...
3 недели 4 дня ago
Здравствуйте! Особое внимание надо обращать на цвет в художественной работе вашей дочери.  Красный цвет означает нацеленность на победу. Этот цве...
5 недель 4 дня ago
 Здравствуйте! Ваше сообщение- это  настоящий крик о помощи. Мне очень жаль Вас, я хорошо Вас понимаю и хотела бы помочь... Похоже, выходя з...
6 недель 1 день ago
 Бегите, пока не поздно... Или, приходите на консультацию вместе что-нибудь придумаем.

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

ГИПОТЕЗА

от греч. hyрothesis – основание, предположение – в психологии компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения экстраполяции субъективно недостающей информации, без которой результат решения не м. б. получен. Г. могут относиться к самому этому результату или же к условиям, от которых он зависит. Важной составной частью решения задачи являются Г. относительно принципа идеи решения. Использование Г. в мышлении обеспечивает его избирательность селективность в противоположность полному логическому перебору вариантов на каждом отрезке решения. Чем более творческий характер носит решение задачи, тем большее место в нем занимают Г. Для тех задач, решение которых не содержит последовательных логических преобразований, выдвижение и верификация проверка на истинность Г. – единственная форма решения. Отличие психологического понимания Г. от логического состоит в том, что в логике Г. рассматриваются с т. зр. их ложности или истинности при обосновании той или иной научной теории, с т. зр. результата мышления и способов его получения способов доказательства и опровержения , а в психологии Г. исследуется как механизм этого процесса, как само движение мысли. Центральная психологическая проблема, поставленная в первых исследованиях Г. и не утратившая актуальности, – как совершается процесс генерирования, возникновения тех или иных Г. Не менее существен вопрос о силе Г. – субъективной вероятности ее истинности, не совпадающей, как правило, с объективной вероятностью вытекающей из объективной информации, на основе которой строится Г. . Современные исследования процесса формирования Г. показывают, что независимо от полноты условий задачи, если ее решение субъекту неизвестно, область поиска является для него в начале решения неопределенной. Поэтому он строит максимально широкие, общие Г. в отношении той области, в которой следует искать решение, чтобы установить для себя направление поиска. Функции таких Г. не обязательно выполняют категориальные понятия, общие суждения. Представителем общей Г. м. б. конкретная, частная Г., но если она непригодна, субъект резко меняет направление поиска и не выдвигает однородных Г. В случае подтверждения Г. относительно области поиска на смену общим Г. человек выдвигает более частные, не выходящие за пределы этой области, а затем конкретные. Однако этот процесс не носит характера последовательного суждения об объеме Г.: в решении задачи наблюдается непрерывное чередование более общих и более частных Г., и чем сложнее задача, тем сложнее их иерархия. Процессы оперирования Г. зависят от опыта и знаний человека, связанных с задачей, субъективных установок личности, качества саморегуляции мышления, в частности его гибкости или инертности. В оперировании Г. взаимодействуют интуитивные и дискурсивные процессы мышления. процесс выдвижения Г. может совершаться интуитивно, без осознания ее логических оснований см. Интуиция , а ее верификация происходит в форме логического дискурсивного анализа. Возможно и обратное: сама Г. – это рациональный компонент решения, а ее верификация опирается на интуитивное заключение. На начальных стадиях решения сложной задачи обычно выдвигаются интуитивные Г., позволяющие очертить область поиска, на заключительных стадиях решения повышается роль логически обоснованных и контролируемых Г. Т. о., в решении задачи осуществляется переход от правдоподобных рассуждений к доказательствам. без доказательства задача не может считаться окончательно решенной. См. также Эвристика.

Г. как компонент научного исследования – научное предположение о взаимосвязи некоторых переменных, проверяемое эмпирически. др. словами, Г. в операциональных терминах формулирует то, что исследователи ожидают получить в результате на выходе исследования. Как отмечают Дж. Глас и Дж. Стэнли, важно различать научную и статистическую Г. Последние могут не иметь научной значимости. С др. стороны, не все научные Г. требуется проверять статистически. Научная Г. – это предположительное решение проблемы, т. е. ответ на имеющий научную значимость вопрос. Выделяют также индуктивные и дедуктивные Г.: первые являются гипотетическими обобщениями эмпирических данных см. Индукция , вторые возникают в ходе дедукции следствий из теории. Статистическая Г. обозначается англ. буквой H – это утверждения о значениях статистических параметров или отношениях между ними в генеральной совокупности, напр. Г. о равенстве нулю коэффициента корреляции, Г. о нормальности распределения и т. п. См. Проверка статистических гипотез. Б. М.

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: