ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ определение психологического термина. Психологический словарь | anyPSY.ru - Вся психология

Интернет магазин элитного чая



Последние комментарии

2 дня 11 часов ago
В таких случаях всем советую. Остановиться, отдохнуть. Сменить такого психолога. Идти в храм на службу. И работать над собой. Оставить все на волю Бож...
2 недели 4 дня ago
Уже пять лет мы с мужем были в месте. Но вот в один прекрасный день он решил уйти от меня. Возможно из-за того, что мы с ним часто ссорились или из за...
3 недели 7 часов ago
Добрый день. Мне нужна была помощь, нужно было сделать так, чтобы одна девушка обратила на меня внимание, я ее очень долго добивался, но все безрезуль...
3 недели 3 дня ago
Моя история такая же, как и у многих замужних женщин, муж начал гулять, а семью рушить не хотелось. Вот и прошлось делать отворот на любовницу. В этом...
3 недели 3 дня ago
Знаю очень хорошего мага Маргариту Павловну - margarita.pavlovna61@mail.ru. Она мне очень помогла. Эта женщина не шарлатанка, каковых сейчас много. Со...
3 недели 4 дня ago
Лично я после недолгого терзания по поводу приворота обратилась к Ольге. Её адрес olga.dobrodar@mail.ru узнала на одном форуме. Девочки её хвалили и я...

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

англ. Gestalt рsychology – психологическое направление, существовавшее в Германии в 1910–30-е гг. Основные представители Г. М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка работали г. о. в Берлинском ун-те, поэтому Г. иногда называют берлинской школой. В Г. получила дальнейшую разработку проблема целостности, поставленная австрийской школой, при решении которой Г. вышла за пределы элементаристской методологии, подвергнув ее теоретической и экспериментальной критике, и создала целостный подход к изучению психики и сознания. Син. гештальт-психология. Философской основой Г. является критический реализм, основные положения которого родственны философским идеям Э. Геринга, Э. Маха, Э. Гуссерля и И. Мюллера. Согласно Г., для человека существуют 2 отличных друг от друга мира: мир физический, лежащий за переживаниями, и мир наших переживаний ощущений , который в Г. называли в разных контекстах объективным или субъективным. Последний Г. рассматривала в 2 отношениях: как физиологическую реальность процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира и как психическую феноменальную реальность, которые связаны между собой отношениями изоморфизма взаимнооднозначного соответствия . Следовательно, психологические законы сводились в Г. к законам физиологии мозга. Вместе с тем Г. не отказывается и от изучения феноменов сознания методом феноменологического самонаблюдения. Самосознание понималось как некое динамическое целое, поле, каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными по аналогии с электромагнитными полями в физике . Единицей анализа сознания выступает гештальт как целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих его ощущений. Различные формы гештальтов изучались в Г. на материале восприятия кажущегося движения, формы, фигуро-фоновой организации, оптико-геометрических иллюзий. Были выделены т. н. факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему психологическом поле в целостные гештальты: фактор близости, фактор сходства, фактор хорошего продолжения объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют прегнантные, наиболее простые конфигурации , фактор общей судьбы объединение в один гештальт, напр., 3 движущихся в одном направлении точек среди множества других, движущихся в разных направлениях и т. д. В основе принципов группировки лежит более общий закон перцептивного поля – закон прегнантности, т. е. тенденция этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и экономной конфигурации. С т. зр. Г. данные законы представляют собой феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге образование токов различной направленности, насыщение отдельных участков мозга электрическими зарядами и т. п. . В этом решении психофизиологической проблемы проявилась обоснованная в Г. К. Гольдштейном т. зр. антилокализационизма см. Локализация высших психических функций , впоследствии подвергнутая справедливой критике и отвергнутая большинством неврологов и нейропсихологов. При разработке проблем мышления Г. подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как на образование навыков путем проб и ошибок и ввела в психологию такие понятия, как проблемная ситуация см. Задача , инсайт, а также новый метод эмпирического исследования мышления – метод рассуждения вслух, который уже выходил за рамки исходных феноменологических установок Г. и предполагал подлинно объективное исследование процессов мышления М. Вертгеймер, К. Дункер и др. . Однако при объяснении продуктивного мышления у животных и творческого мышления у человека Г. неправомерно отрицала роль активности и прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая возникновение такого решения результатом все тех же процессов образования хороших гештальтов в здесь и теперь складывающемся психологическом поле. В 1920-е гг. К. Левин предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира человека, предложенную Г., введя в нее личностное измерение см. Временная перспектива, Топологическая и векторная психология . После прихода к власти нацистов Г. как школа распалась в результате эмиграции большинства ее членов. Идеи Г. оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия школу New Look , когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики в частности, гештальттерапии , некоторых концепций межличностного восприятия Ф. Хайдер и др. Вместе в тем критики Г. среди которых были Л. С. Выготский, Лейпцигская школа и др. отмечали антиисторизм и антигенетизм Г., фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов, редукционистские установки в плане сведения психологических закономерностей к принципам физиологической работы мозга и др. С конца 1970-х гг. в связи с развитием идей системного подхода в психологии наблюдается определенное возрождение интереса к Г., что нашло свое отражение в образовании межд. Общества гештальттеории и ее приложений и выпуске соответствующего журнала. Е. Е. Соколова

Свойство целостности восприятия, с изучения которого начиналось развитие Г., демонстрируется по меньшей мере четырьмя типами феноменов и эффектов: 1 взаимодействия между одновременно предъявляемыми стимулами напр., эффекты контраста и маскировки . 2 фигуро-фоновая организация. 3 законы перцептивной организации. 4 феномен транспозиции см. Гештальт, Двойственные изображения . Законы перцептивной организации – эмпирические обобщения, касающиеся влияния отдельных стимульных факторов на процессы группировки структурирования элементов сенсорного поля, напр.: близость рис. 1, а – группировка близко расположенных элементов. сходство рис. 1, б – группировка сходных по форме, цвету и т. д. элементов. замкнутость рис. 1, в – предпочтение отдается почти замкнутым формам, но разрывы пробелы не мешают видеть целое. связанность рис. 1, г – группировка элементов, которые имеют соединения связи . хорошее продолжение – в целое объединяются отрезки , образующие плавные, а не резкие переходы. Б. М.

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: