ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП определение психологического термина. Психологический словарь | anyPSY.ru - Вся психология

Интернет магазин элитного чая



Последние комментарии

2 дня 7 часов ago
нет в вас ужасного может страхи есть или прошлый стресс глубоко спрятанный у вас в жизни всё хорошо, вы отогрелись в компании друзей, и полезло из под...
2 дня 7 часов ago
в случае, если парень узнает, то у Вас развяжутся руки, нечего будет больше бояться, и если Вы знаете других девушек, кто также пострадал от его дейст...
2 дня 8 часов ago
Это ваша мама, она важна, даже если кажется, что не важна. Вы с ней связаны и она, порой, может попасть в самую болезненную точку. Так или иначе, это...
2 дня 9 часов ago
Я не специалист, так, от себя. Вокруг Вас коллектив не самый благосклонный. Был. Если проблема до сих пор, искать другой коллектив. Искать места, где...
2 дня 9 часов ago
Храни Вас Господь! Я за Вас молюсь и за вашу семью, мужа. Может быть в церкви Вам помогут? Там бывают центры поддержки. И пишите на разные сайты пом...
2 дня 9 часов ago
ко мне тож родственник приставал, сейчас стараюсь размежеваться с ним, хотя общие родственники способствуют нашему новому общению, кое-кому из родстве...

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП

основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Сформулирован в 1934–1940 гг. С. Л. Рубинштейном в след. форме: Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тождество, но единство. При этом и сознание, и деятельность понимаются иначе, чем в интроспективной и бихевиористской традициях. Деятельность не является совокупностью рефлекторных и импульсивных внешних реакций на внешние стимулы, поскольку регулируется сознанием и раскрывает его. Сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно м. б. познано лишь через систему субъективных отношений, в т. ч. через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается. Данный принцип разрабатывался эмпирически в обоих вариантах деятельностного подхода, однако между ними существовали различия в понимании характера этого единства. А. Н. Леонтьев считал, что решение Рубинштейном проблемы единства сознания и деятельности не выходит за рамки старой, раскритикованной им же самим дихотомии психического, понимаемого как явления и переживания, и деятельности, понимаемой как внешняя активность, и в этом смысле такое единство лишь постулируется. Леонтьев предложил иное решение проблемы: психика, сознание живет в деятельности, которая составляет их субстанцию. сознание как образ является накопленным движением, т. е. свернутыми действиями, бывшими вначале вполне развернутыми и внешними, т. е. сознание не просто проявляется и формируется в деятельности как отдельная реальность – оно встроено в деятельность и неразрывно с ней. Развивая идеи Леонтьева, П. Я. Гальперин рассматривал психику как ориентировочную деятельность, которая неотторжима от собственно внешней предметной деятельности, сама может считаться внешней в том смысле, что ориентировка осуществляется внешнедвигательным образом, и, даже когда она становится внутренней, это деятельность с предметами внешнего мира. и поэтому нельзя, строго говоря, противопоставлять психическое как внутреннее деятельности как внешнему. Действительная противоположность, по Леонтьеву, – противоположность процесса деятельности, ориентировки, умственных действий и т. п. и образа как накопленного, остановленного на мгновение процесса, как результативного выражения процесса . Ср. Восприятие. Результатами конкретно-эмпирической разработки Е. c. и д. п. являются весьма красивые исследования, доказывающие, что включение того или иного психического процесса в различные виды деятельности меняет его результативность и др. свойства: напр., в сюжетно-ролевой игре, являющейся ведущей деятельностью для дошкольников современного общества, дети обнаруживают гораздо большую способность к запоминанию к.-л. материала, нежели в условиях общения с экспериментатором в лаборатории. амплитуда движений раненой руки существенно меняется от степени осмысленности деятельности для испытуемого в значимой для субъекта трудовой или спортивной деятельности восстановление системы движений идет намного быстрее, нежели в условиях простых механических упражнений . включение в совместную деятельность с др. людьми зачастую кардинально меняет сложившееся к тому времени к ним отношение и т. п. Е. Е. Соколова

Е. с. и д. п. есть не вполне законное расширение результатов исследования развития сознания и деятельности в детстве на всю человеческую жизнь. На самом деле сознание уже к подростковому возрасту автономизируется от деятельности, и начинается интенсивная работа подростка по самоопределению. Подобное расширение вызвано идеологическими причинами, необходимостью следования марксистско-ленинским догмам: бытие определяет сознание, сознание вторично и т. п. Сов. психологи были вынуждены не отпускать свое сознание с короткого поводка деятельности. Для человека типична асимметрия сознания и деятельности. Фихте писал, что человек формирует деятельности и их органы, душой и сознанием намеченные. Л. С. Выготский утверждал, что высшие психические функции источником своего происхождения имеют сознание. Сознание, как и его субъект, есть часть действительного бытия, писал Г. Г. Шпет. Согласно М. М. Бахтину, сознание и мышление участны в бытии. М. К. Мамардашвили настаивал на существовании единого континуума бытия-сознания. Трактовка сознания как продукта деятельности есть упрощение действительного положения и ограничение свободы сознания по отношению к возможному пространству деятельностей. См. Деятельность как методологическая проблема психологии. В. П. Зинченко

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: