ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП определение психологического термина. Психологический словарь | anyPSY.ru - Вся психология

Интернет магазин элитного чая



Последние комментарии

20 часов 22 минуты ago
Трудно найти хорошего мага, когда вокруг столько обманщиков и шарлатанов. Особенно когда есть проблема, и пойти, как только к магу, больше не к кому....
3 дня 11 часов ago
 Я понимаю вас и очень вам сочувствую. Но, поверьте, он не изменится и лучше не станет. Вам надо самой принимать решение - либо оставлять все как...
3 дня 20 часов ago
спасибо за консультацию. когда мы дружили, он не показывал свое истинное лицо. он все скрывал, каждую мелочь запоминал, а потом после женитьбы все это...
3 дня 20 часов ago
 Здравствуйте. Попробуйте эту вашу особенность повернуть себе на пользу. Вы же знаете, что самое лучшее качество собеседника - это умение слушать...
3 дня 20 часов ago
 Здравствуйте. Вы запуганы. Вам страшно. И это понятно. Но скажите, как долго вы еще будете и сможете это терпеть? По сути дела, он может вас уби...
5 дней 16 часов ago
Как бы смешно не звучало, но я делала приворот на собственного мужа. Он начал гулять, и мне ни чего не оставалось как только сделать приворот. В интер...

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП

основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Сформулирован в 1934–1940 гг. С. Л. Рубинштейном в след. форме: Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тождество, но единство. При этом и сознание, и деятельность понимаются иначе, чем в интроспективной и бихевиористской традициях. Деятельность не является совокупностью рефлекторных и импульсивных внешних реакций на внешние стимулы, поскольку регулируется сознанием и раскрывает его. Сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно м. б. познано лишь через систему субъективных отношений, в т. ч. через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается. Данный принцип разрабатывался эмпирически в обоих вариантах деятельностного подхода, однако между ними существовали различия в понимании характера этого единства. А. Н. Леонтьев считал, что решение Рубинштейном проблемы единства сознания и деятельности не выходит за рамки старой, раскритикованной им же самим дихотомии психического, понимаемого как явления и переживания, и деятельности, понимаемой как внешняя активность, и в этом смысле такое единство лишь постулируется. Леонтьев предложил иное решение проблемы: психика, сознание живет в деятельности, которая составляет их субстанцию. сознание как образ является накопленным движением, т. е. свернутыми действиями, бывшими вначале вполне развернутыми и внешними, т. е. сознание не просто проявляется и формируется в деятельности как отдельная реальность – оно встроено в деятельность и неразрывно с ней. Развивая идеи Леонтьева, П. Я. Гальперин рассматривал психику как ориентировочную деятельность, которая неотторжима от собственно внешней предметной деятельности, сама может считаться внешней в том смысле, что ориентировка осуществляется внешнедвигательным образом, и, даже когда она становится внутренней, это деятельность с предметами внешнего мира. и поэтому нельзя, строго говоря, противопоставлять психическое как внутреннее деятельности как внешнему. Действительная противоположность, по Леонтьеву, – противоположность процесса деятельности, ориентировки, умственных действий и т. п. и образа как накопленного, остановленного на мгновение процесса, как результативного выражения процесса . Ср. Восприятие. Результатами конкретно-эмпирической разработки Е. c. и д. п. являются весьма красивые исследования, доказывающие, что включение того или иного психического процесса в различные виды деятельности меняет его результативность и др. свойства: напр., в сюжетно-ролевой игре, являющейся ведущей деятельностью для дошкольников современного общества, дети обнаруживают гораздо большую способность к запоминанию к.-л. материала, нежели в условиях общения с экспериментатором в лаборатории. амплитуда движений раненой руки существенно меняется от степени осмысленности деятельности для испытуемого в значимой для субъекта трудовой или спортивной деятельности восстановление системы движений идет намного быстрее, нежели в условиях простых механических упражнений . включение в совместную деятельность с др. людьми зачастую кардинально меняет сложившееся к тому времени к ним отношение и т. п. Е. Е. Соколова

Е. с. и д. п. есть не вполне законное расширение результатов исследования развития сознания и деятельности в детстве на всю человеческую жизнь. На самом деле сознание уже к подростковому возрасту автономизируется от деятельности, и начинается интенсивная работа подростка по самоопределению. Подобное расширение вызвано идеологическими причинами, необходимостью следования марксистско-ленинским догмам: бытие определяет сознание, сознание вторично и т. п. Сов. психологи были вынуждены не отпускать свое сознание с короткого поводка деятельности. Для человека типична асимметрия сознания и деятельности. Фихте писал, что человек формирует деятельности и их органы, душой и сознанием намеченные. Л. С. Выготский утверждал, что высшие психические функции источником своего происхождения имеют сознание. Сознание, как и его субъект, есть часть действительного бытия, писал Г. Г. Шпет. Согласно М. М. Бахтину, сознание и мышление участны в бытии. М. К. Мамардашвили настаивал на существовании единого континуума бытия-сознания. Трактовка сознания как продукта деятельности есть упрощение действительного положения и ограничение свободы сознания по отношению к возможному пространству деятельностей. См. Деятельность как методологическая проблема психологии. В. П. Зинченко

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: