ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ как методологическая проблема психологии определение психологического термина. Психологический словарь | anyPSY.ru - Вся психология

Интернет магазин элитного чая



Последние комментарии

2 недели 2 дня ago
Я провожу консультации и по скайпу (видео, чат, голосовые). Мы можем обмениваться письмами по почте. Мне кажется, у Вас есть какое-то решение по вопро...
2 недели 2 дня ago
 Здравствуйте! Похоже, муж беспокоится о Вашем здоровье и ваших с ним отношениях. Он старается сохранить их как умеет. Вас возмутило, что он смот...
2 недели 2 дня ago
Я бы с удовольствием пришла, но мы живем в небольшом городе. + детей оставить не с кем. Да и в такой ситуации не хочется их оставлять.
2 недели 2 дня ago
 Здравствуйте! Похоже, Вы боитесь и растеряны. Вам важно, чтобы муж извинился. Вы не знаете, что делать. А, если бы знали, то, что бы Вы сделали?...
3 недели 4 дня ago
Я не собираюсь спать с парнями , я хочу лишь слышать фразу " давай встречаться"
3 недели 4 дня ago
По моему это очень глупо и нелепо. То что девушки хвастаются количеством парней, не совсем есть хорошо. Таких обычно очень плохим словом называют. Зач...

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ как методологическая проблема психологии

– философская и общенаучная категория, универсальная и предельная абстракция, в том смысле, что Д. – это синоним творчества и поэтому не может получить конечного рассудочного определения: Деятельность, по самому существу ее, для рационализма непостижима, ибо деятельность есть творчество, т. е. прибавление к данности того, что еще не есть данность, и, следовательно, преодоление закона тождества П. А. Флоренский . В самом общем смысле Д. можно представить как специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры Э. Г. Юдин . Д. меняет и преобразует и действующего индивида. В контексте научного мышления понятие Д. полифункционально. Юдин выделил 5 его функций: 1 Д. как объяснительный принцип, универсальное основание человеческого мира. 2 Д. как предмет объективного научного исследования, т. е. как нечто расчленяемое и воспроизводимое в теоретической картине определенной научной дисциплины в соответствии со спецификой ее задач и совокупностью ее понятий. 3 Д. как предмет управления – то, что подлежит организации в систему функционирования и/или развития на основе фиксированных принципов. 4 Д. как предмет проектирования, т. е. выявление способов и условий оптимальной реализации преимущественно новых видов Д.. 5 Д. как ценность в различных системах культуры. Д. в той или иной мере выступает в психологии во всех перечисленных Юдиным ипостасях. В сов. психологии доминировало рассмотрение Д. в качестве объяснительного принципа всей психической жизни, что существенно ограничивало пространство психологической мысли: лишь частично затрагивалась проблематика человек и мир, бытие и сознание, душа и дух, созерцание и вчувствование, свободное действие и свободная воля. Погружение в это пространство поможет сказать и новое слово о Д. Всеобщая структура Д. включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Д. Целесообразный характер Д. приводит к тому, что одним из главнейших ее условий и оснований является сознание, понимаемое в самом широком смысле – не только как совокупность самых различных форм сознания, но и как множество его внутренних регулятивов потребностей, мотивов, установок, ценностей и т. д. . Лишь с т. зр. характеристики всеобщей структуры Д. имеет смысл т. н. методологический принцип единства сознания и Д. В приводимых ниже схемах Д. переменными как раз являются ее более или менее осознаваемые регулятивы и задаваемые сознанием общие цели и смыслы. Психологами предложено большое число концептуальных схем Д., выходящих за пределы классической триады: цель, средство, результат. и за пределы схемы А. Н. Леонтьева, в которой Д., действию, операции поставлены в соответствие мотив, цель, условие. В схеме С. Л. Рубинштейна присутствуют: мотив, цель, средство, соц. ситуация, результат, оценка. в схеме В. В. Давыдова – потребность, мотив, задача, способ действия. При этом разные компоненты несут разную функциональную нагрузку на уровнях Д., действия и операции. В схеме Г. П. Щедровицкого, анализировавшего мыследеятельность, присутствуют: цель, задача, исходный материал, средства, процедура, продукт. В схеме О. А. Конопкина, изучавшего саморегуляцию Д., имеются: цель, модель условий, программа, критерий успеха, информация о результатах, решение о коррекции. Схема В. Д. Шадрикова кольцевая: мотив, цель, программа, информационная основа, принятие решения, профессионально важные качества. В схеме Г. В. Суходольского: потребность, направленность, мотив, цель, результат, оценка. Наконец, В. Э. Мильман, рассмотревший многие схемы Д., предлагает свой вариант: потребность, мотив, объект, цель, условия среды, средства, состав, контроль, оценка, продукт. Перечисленные схемы приведены не для того, чтобы дать пространство для выбора одной из них. Они трудно различимы, хотя и существенно неполны. В них лишь косвенно присутствуют аффективно-личностные компоненты, состояния напряженности, тревожности, меры значимости, смыслы, ценности и пр. Преобладают мотивационно-целевые и оперативно-технические компоненты Д. Т. о., теоретическое воспроизведение Д. не только схематично, но и существенно неполно. Объяснение состоит в том, что изучалась не Д. в целом, а ее основная единица: изучались действия, входящие в состав Д. и вырванные в целях изучения из контекста Д. Юдин справедливо заметил, что квинтэссенцией психологической теории Д. оказалось знание о действиях. О правоте его говорит и то, что размышления ее создателей о действии значительно интересней и содержательней, чем о Д. Сказанное относится не только к изучению Д. как таковой, как некоторого инварианта, но и к изучению отдельных видов Д., напр. общения, игры, учения, труда. Они крайне редко рассматривались в полном объеме. Преобладало изучение компонентов. Да и сама ситуация исследования Д. накладывает на нее и на испытуемого такие ограничения, что Д. перестает отвечать ее исходному смыслообразу как свободной Д., т. е. когда есть свобода в постановке цели, выборе или создании средств и т. д. Психология и психологи имеют дело с навязанными или заданными, вынужденными формами Д.. еще чаще – с зародышевыми видами Д., ее эмбрионами, напр., когда речь идет о ведущей Д. общения у младенца или о ведущей Д. учения у младших школьников. Они заслуживают скорее наименования пра-деятельность Б. Г. Мещеряков . Сказанное вовсе не умаляет реальных достижений, имеющихся в рамках деятельностного подхода. Однако о психологической теории Д. говорить преждевременно. Более адекватно говорить о психологической проекции категории Д. на психологию. При этом взят лишь один из вариантов этой категории – гегелевско-марксовый, – и оставлены в стороне др. варианты, напр. праксеология, прагматизм, философская антропология А. Гелен . Психологи пока шли от Д. к психике, к сознанию и личности, пытаясь их понять и привлекая с этой целью категорию Д. Но ведь последняя сама нуждается в понимании и объяснении с т. зр. психологии. А по пути от сознания, личности, души и духа к Д. психология делает лишь первые робкие шаги. Необходимо преодолеть устоявшийся схематизм сознания психологов, что предметная Д., якобы лишенная модуса психического, погружаясь извне внутрь, рождает психику или становится психической. В свое время Ч. Шеррингтон искал место памяти и предвидения в действии, а не в мозге, не внутри. Аналогично, Рубинштейн предполагал, что действие в зачатке содержит все элементы психологии, включая эмоции. Д. и действие насыщены когнитивными и аффективно-личностными компонентами, которые слабо отражены в приведенных выше схемах. Бедность психологической интерпретации Д. не безобидна. Дело даже не в том, что с помощью одного абстрактного и скудного по содержанию понятия объясняются другие, более содержательные. Кажущаяся простота Д. создает иллюзию легкости ее проектирования, программирования и управления: поставил цель, предоставил средства, задал результат, создал соответствующую соц. ситуацию, или контекст, достижения цели, установил правила-нормы, организовал сообщество, разделил обязанности между участниками, внушил обманы путеводные, пообещал вознаграждение или запугал – замотивировал, назвал организованное сообщество группой, коллективом, орденом, партией, классом, собором со всеми – и успех гарантирован. Конечно, для успеха нужен еще талантливый режиссер, лидер, вождь, менеджер, секреты Д. которого, впрочем, остаются его секретами. Иллюзия простоты усугубляется также представлением участников подобного предприятия как безличных функционеров, не имеющих собственного Я, являющихся органами Д. Отсюда один шаг до бессубъектной Д., до человеческого фактора, человеческого материала, пушечного мяса и т. п. На такой пустяк, как свободная Д. свободной личности, можно не обращать внимания. Только несвободная Д. м. б. объектом проектирования, поэтому о нем следует говорить более корректно и осторожно, чтобы административный восторг не опережал знания о проектируемом, программируемом, управляемом объекте. Человеку свойственно протестовать, когда его используют глупо. Жизнь, живое, личностное упорно сопротивляются не только концептуализации и схематизации, но и проектированию. Д. – это органическая система, и, как таковая, сама создает недостающие ей органы и отторгает искусственные, когда последние противоречат ее органике, ее внутренней форме. С. Л. Франк отличал внешнюю организацию общественной жизни Д. – одна из ее форм от внутренней органичности. Он писал, что все органическое, живое, живущее внутренним единством не м. б. организовано. Единство и оформленность не извне налагаются на раздробленность и бесформенность частей, а действуют в них самих, изнутри пронизывая их и имманентно присутствуя в их внутренней жизни. Можно сказать, что это максималистская т. зр., но не более, чем внешне навязываемое, назначаемое, напр., единство сознания и Д. Следует напомнить, что тоталитарные режимы накопили большой опыт внешней организации и проектирования жизни и Д. народных масс, манипулирования их сознанием, но и они не могли бы достичь успеха. Эти режимы напр., в СССР и Германии не имели претензий к психологическим исследованиям теориям Д. Их агрессию вызывали психологические исследования сознания. Т. о., исследования свободного действия и свободной Д. – это вызов психологии. Конечно, принимая его, она должна использовать все ценное, что накоплено в рамках деятельностного подхода. При этом нужно облегчить объяснительные функции категории Д. и сместить центр тяжести на ее исследование. В происходившем с психологической теорией Д. была определенная логика. Любое представление, будь то представление о Д., о сознании, об установке и т. п., превращенное в средство объяснения др. реальности в т. ч. психической , как писал Маркс, подвергается испарению путем превращения его в абстрактное определение. Эти абстрактные определения необходимы, ибо на их основе возможно воспроизведение конкретного путем мышления. Вторая часть работы была проделана, да и то частично, лишь эмпирически. Когда она будет проделана методологически и теоретически, то можно будет говорить о теории Д. В. П. Зинченко

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: