Последние комментарии

3 недели 3 дня ago
У меня практически идентичная ситуация. Чем тут помочь? Пережить эту проблему. В первую очередь для себя решить. "А чего я теряю?" Дочь бросать нельзя...
4 недели 2 дня ago
Мы с мужем прожили 15 лет вместе и в последний год его как подменили, как будто он стал другим человеком,стал грубым,агрессивным, мы с ним стали посто...
6 недель 4 часа ago
Я знаю одно, что за свое счастье нужно бороться. Перед тем как выйти замуж, за своего любимого, я прошла семь кругов ада. Унижения, слезы, насмешки л...
6 недель 4 часа ago
У меня случилась беда (как я тогда думала - оказалось, что это просто неприятность): молодой человек, с которым мы прожили 3 года, от которого я забер...
7 недель 5 дней ago
 Детям, выросшим в неполных семьях, часто дают в воспитании то, чего не додают из полных. Это не критерий в наше время и во времена вашего воспит...
7 недель 5 дней ago
Люди бывают разные. Что он чувствует к вам, сказать не могу, т.к. это надо беседовать с ним. А по вам могу сказать больше - отпустите ситуацию. Вы - м...

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ

англ. anthropology. от греч. anthropos – человек + logos – слово – широкий круг знаний, охватывающий в той или иной мере все разделы духовной культуры, в центре которого находятся вопросы о том, что такое человек в чем его сущность или природа, натура , как он взаимосвязан с окружающим миром, в чем смысл его существования, каким он должен быть, каким способом он может стать лучше. Короче, под Ч. понимается то содержание духовной культуры, которое служит удовлетворению потребности людей в самопознании и самосовершенствовании. Если допустить синонимию Ч. и антропологии, то можно выделить по крайней мере 4 значения Ч., различающихся своей широтой: 1 Ч. как вся совокупность знаний о человеке, включая научное и вненаучное Ч.. 2 Ч. как все науки о человеке научное Ч. , естественные и гуманитарные. 3 Ч. как комплексная наука о человеке западный вариант антропологии . 4 Ч. как физическая в идеале – биологическая антропология сов. модель антропологии . Знания м. б. не только научные, но и вненаучные – фольклорные, мифологические, философские, религиозные, художественные, житейские и паранаучные хиромантия, френология, астрология, графология, физиогномика, парапсихология . Позитивистские требования строгого разграничения знания и веры, теории и гипотезы, науки и метафизики далеко не всегда выполнимы и полезны. Принципиальные трудности с определением степени достоверности знания обнаруживаются во всех науках, не исключая естественных. У гуманитариев они вырастают до таких размеров, что приходится мириться с невоспроизводимыми фактами, субъективными отчетами, понимающими методами, научными аллегориями и метафорами, прагматическими критериями истины ср. Конструкционизм, Постмодернизм . За пределами науки – в сфере метафизики и религии с их трансцендентными вопросами и предметами – также ведется поиск и обоснование гуманитарного знания. Очевидно, вненаучное Ч. сохраняет фундаментальное значение для гуманистических направлений в педагогике см. Психологическая педагогика , психотерапии, медицине, политике и т. д. См. также Личностно-центрированный подход в психотерапии. Первым шагом человека в духовном творчестве и познании себя было создание мифов. Примечательно, что самыми распространенными среди них были антропогонические мифы, рассказывающие о происхождении человека, его отдельных органов, свойств или способностей. Историко-этнографическая коллекция мифов поражает своим сюжетным и поэтическим богатством: в ней отыскиваются рассказы и о космическом происхождении людей, и о процессе эволюционного преобразования обезьяны в человека. Большим разнообразием отличаются близнечные мифы и мифы о душе. Анализ огромного количества данных археологии, этнографии, мифологии, фольклористики и лингвистики позволяет с уверенностью предполагать зарождение у первобытного Homo sapiens сложной системы верований, обычаев и обрядов, опирающихся на идею о соединении в человеке 2 различных начал: души и тела см. Анимизм, Дуализм, Психофизическая проблема . Говоря языком нем. классической философии, осознавшая себя душа первобытного человека возвысилась до состояния духа. Человек – его повседневные труды и заботы, героические дела и авантюрные приключения, бурные страсти и нежные чувства, многообразие человеческих судеб, характеров, мотивов – занимает центральное место в художественном творчестве, особенно в литературном см. Психологизм . Мир художественных образов имеет весьма большую ценность для психологии и др. наук, связанных с человеческой душой. отметим, в частности, тот факт, что литературные персонажи довольно часто служат прототипами и эпонимами для психологических и психиатрических концептов напр., эффект Пигмалиона, принцип Поллианны, синдромы Алисы в стране чудес, Плюшкина, Манилова, Хлестакова и Мюнхгаузена. этот список можно было бы расширить за счет названий синдромов и комплексов, связанных с мифологическими личностями – Геракл, Эдип, Диана, Каин и т. д. . Можно считать вполне основательным давнее предложение Гордона Олпорта связать литературный подход к исследованию личности с научным, создав научно-гуманистическую систему изучения личности см. Знание живое, Психология искусства . Такая система должна быть взаимополезной, поскольку, как писал Анатоль Франс: Наука без литературы схематична и груба. литература без науки пуста, ибо сущность литературы – знание. Интерес к человеку обнаруживается у самого истока великой древнегреч. философии. Ее призыв к человеку – познать себя, подкрепленный авторитетом Сократа, стал символическим девизом всего Ч. Первым, кто вполне ясно поставил задачу системы Ч. как мировоззрения, был И. Кант. В Антропологии с прагматической т. зр. 1798 содержится важная мысль, что назначение культуры состоит в том, чтобы сделать человека своим главным предметом познания и преобразования. По Канту, антропология, как учение, касающееся человека и изложенное в систематическом виде, заслуживает названия мироведение. В качестве его источников Кант указывал: самонаблюдение. наблюдения за др. людьми. сообщения путешественников о др. народах. всеобщую историю и биографии. художественную литературу. Возрождение философской антропологии в XX столетии связывают с творчеством М. Шелера. Шелер и его последователи Г. Плеснер, А. Гелен, А. Портман и др. стремились соединить философскую традицию учений о человеке с важнейшими результатами научного изучения человека, предполагая построить целостный образ человека. Велико и неоднородно религиозное знание о человеке. Во-первых, человек всегда был одним из важнейших объектов вероучения, вследствие чего самопознание выступало как необходимый элемент воспитания человека. В систематическом и истолкованном виде канонические знания о человеке представлены в религиозной теологической антропологии. Во-вторых, самоанализ, самоконтроль и самоиспытания издавна практиковались как способы нравственного совершенствования человека в самых разных религиозных системах, в частности в пифагореизме, индуизме, буддизме, суфизме и христианстве. Систематизацией подобных способов занимается аскетическое богословие аскетика, см. Аскетизм . В-третьих, религиозные мыслители занимались глубокими научно-философскими исследованиями человека, пытаясь объяснить непонятные и удивительные его свойства. И люди идут дивиться горным высотам, морским валам, речным просторам, океану, объемлющему землю, круговращению звезд, – а себя самих оставляют в стороне! Августин .

Науки о человеке принято подразделять на естественные и гуманитарные. К первым относят, напр., генетику, анатомию и физиологию человека, физическую антропологию, медицину. Гуманитарные науки прежде всего интересуются явлениями, которые выделяют человека из животного мира, тогда как естественные науки акцентируют то, что объединяет человека с животными, – гены, анатомическое строение, рефлексы, биохимия и т. п. По давней традиции, к гуманитарным наукам причислены науки, изучающие человека в сфере его умственной, нравственной и общественной деятельности: археология, филология, языкознание, история, социология, этнология, искусствознание, мифология, педагогика, криминология, правоведение, политология, психология человека, антропогеография и др. Удачно определил термин гуманитарные науки культуролог Г. Д. Гачев 1991 : Гуманитарные от homo – занимаются человеком, его психикой, материальной и духовной культурой, обществом людей. Это есть самосознание человечества, исполнение Сократовой заповеди: “Познай самого себя”, есть рефлексия вовнутрь человека и в построенный им искусственный мир культуры. Однако не все науки однозначно распределяются на категории естественные и гуманитарные примером является как раз психология человека . Вопрос о разграничении наук о человеке и обществе весьма хитрый и основательно запутанный. Проводить границу между ними – занятие малопродуктивное. Западные социологи давно смирились с трудностями разграничения социологии и др. гуманитарных наук, предпочитая говорить о тесных узах социологии с антропологией, психологией, экономикой, политологией, историей – ее двоюродными сестрами. Все они объединяются под разными именами: соц. науки, бихевиоральные науки, общественно-психологические науки Питирим Сорокин и т. д. Особо отметим, что в англоязычных странах антропология это комплексная наука, включающая не только физическую биологическую антропологию, но и культурную, социальную и психологическую антропологии, а также доисторическую археологию и этнолингвистику. Своеобразие этого объединения заключается в том, что оно не исключает иных объединений данных наук или же их самостоятельного существования в плане организации исследований, подготовки специалистов и систематизации знаний . Фактически, некоторые науки имеют как бы двойное или тройное гражданство напр., этнопсихология . Можно сказать, что идея Ф. Бэкона о принадлежности наук об обществе к Ч. доказала свою жизнеспособность. Также безосновательны усилия отделить от Ч. науки о духе. Понимая это, Э. Кассирер для своего Эссе о человеке выбрал характерный подзаголовок: Введение в философию человеческой культуры. С идеей преодоления раздробленности отечественных наук о человеке в 1960-е г. выступил психолог Б. Г. Ананьев. Призывая к объединению чуть ли не всех наук вокруг проблемы человека, центральное место он отвел психологии см. Психологизм . В этом призыве не учитывается, что и лингвисты, и географы, и даже физические антропологи в не меньшей степени осознают положение своих наук как связывающих естество– и обществознание. Др. подход к интеграции научного Ч. разрабатывался философом Г. П. Щедровицким. В его концепции соблюдается принцип равноправия наук, хотя задача интеграции ставится не по отношению к массивам знания, создаваемым отдельными науками, а по отношению к 3 полярным представлениям человека: как функционального элемента соц. системы, как свободной и суверенной личности, как организма. Привычные образы структуры Ч. – лестница, дерево, слоеный пирог, иерархия. Психология в них либо вообще не представлена как самостоятельная наука О. Конт , либо занимает срединное положение между биологическими и соц. науками. Более эффективен др. образ – сферическая структура, в которой нет разделения на крайних и срединных, на высших и низших, но м. б. введена многомерная система координат и полюсов. Б. М.

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: