АТРИБУЦИЯ определение психологического термина. Психологический словарь | anyPSY.ru - Вся психология

Интернет магазин элитного чая



Последние комментарии

1 день 59 минут ago
это некоторый навык, я сама им не владею, но видела у своей начальницы, Вам, наверное, нужны навыки управления людьми и навыки разрешения конфликтов к...
1 день 1 час ago
на очном учиться больше надо по объёмам а всякие клубные студенческие мероприятия для всех студентов, о них пишут в соцсетях, объявления в вузе вешают...
1 день 2 часа ago
а вы подругам доверяете? может быть он им тоже нравится, тогда они могут, даже если и неосознанно, так ему подавать информацию о вашей влюблённости, ч...
1 день 2 часа ago
"Каждый день одно и то же и ничего не меняется." поменяйте что-нибудь, развейтесь "живу с родителями" - часто настоящие психологи, по крайней мере име...
1 день 2 часа ago
а вы как с ним хотели общаться сама, как с другом или как с любимым человеком? это его было решение только дружить с вами? может быть дело в этом "что...
3 дня 4 часа ago
у учительницы есть преподавательская этика, у неё с вами отношения в рамках того, что она даёт вам знания. Учитесь хорошо у неё, это лучшее, что можно...

Особая благодарность спонсорам

Психологический словарь - оглавление

АТРИБУЦИЯ

англ. attribution – в соц. психологии – реальный когнитивный процесс понимания и объяснения поведения др. людей и своего собственного. Суть А. заключается в наделении людей качествами, которые не м. б. результатом соц. перцепции, поскольку не присутствуют в явном виде во внешнем, доступном наблюдателю поведении, а атрибутируются приписываются им. Т. о., А. – попытка интерпретировать соц. объект, понять его поведение в условиях дефицита информации путем домысливания. При этом А. отличается от абстрактного объяснения абстрактного поведения, которое дает профессионал-психолог, и представляет собой те когнитивные процессы, которые протекают в самой жизни в миллионах человеческих голов и которые изучаются в когнитивной соц. психологии. По сравнению с исследованиями восприятия человека человеком в исследованиях А. произошло как бы повышение коэффициента интеллектуальности изучаемых явлений. Простейшая классификация А. делит их на ситуационные и диспозиционные, что не совпадает полностью с др. делением: на внешние и внутренние А. см. Локус контроля . Началом теоретического и эмпирического культивирования А. послужили работы Ф. Хайдера 1958 , Е. Джонса и К. Е. Дэвиса 1965 , Х. Келли 1967 , а уже в конце 1970-х гг. А. входила в трио наиболее популярных областей социально-психологических исследований наряду с группами и аттитюдами . Исторически разработка понятия А. началась с попыток исследовать, как люди объясняют себе мотивы чужого и своего поведения атрибуция каузальная , однако вскоре произошло расширение термина и выход за пределы каузальности. Современное понятие А. охватывает приписывание различных психических свойств личностных характеристик, способностей наблюдаемых человеком людей включая и его самого , умозаключения часто неосознаваемые о вероятных причинах их поведения и прогнозирование вероятности различных действий и их результатов в будущем. При этом сам объект атрибутирования также расширился: им м. б. любой др. человек, сам субъект, группа и вообще любой некто, поведение которого мы наблюдаем от лабораторной крысы до президента США . Фактически под А. понимается как процесс, так и его результат, при этом последний м. б. как истинным, так и ложным. Харольд Келли не путать с Келли Дж. А. сформулировал нормативно-описательные критерии, которые люди обычно используют при решении атрибутивных задач. Он утверждал, – и целый ряд исследований это подтвердил, – что люди обычно пользуются своим опытом о различимости поведения как повел бы себя данный человек в др. обстоятельствах , согласованности поведения как тот же человек вел себя в таких же обстоятельствах раньше и единодушии как действовали бы др. люди в аналогичных обстоятельствах . При этом причина поведения приписывается тем факторам, с которыми ожидается ковариация принцип ковариации причин и следствий . Нередко у человека нет никакой информации для оценки различимости, согласованности и единодушия, и тогда он использует правило дисконтирования уценки . Оно заключается в дисконтировании уменьшении значения той или иной объяснительной причины на величину влияния др. потенциальных причин. В большинстве случаев в процессе А. люди прибегают к одной из этих практик А. и получают вполне пригодные для обыденной жизни результаты, однако был выделен ряд исключений, типичных случаев ошибочных А. К ним относятся: 1 фундаментальная ошибка А.. 2 тенденциозность деятеля-наблюдателя при объяснении одного и того же поведения действующий субъект склонен к ситуационным А., а наблюдатель – к диспозиционным . 3 тенденцию людей при объяснении поведения особенно собственного к диспозиционным А. в случае успеха и к ситуационным – в случае неуспеха. 4 чрезмерная уверенность в предсказаниях, основанных на диспозициях. В ситуациях неопределенности А. в большой степени определяются убеждениями и предрассудками человека. Свидетельством популярности и значимости идеи А. можно считать разработку т. н. атрибутивных теорий для объяснения др. психических явлений напр., теория эмоций С. Шехтера и Д. Сингера, теория Д. Бема о самопознании аттитюдов . См. Атрибуция диспозиционная, Локус контроля, Фундаментальная ошибка атрибуции. И. А. Мещерякова

В этой категории нет материалов.

Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно: