Теоретические основы личности

Психология личности

Социальное научение представляет человека как существо классифицирующее. Согласно этой теории — классификации подлежат все предметы и явления, находящиеся и происходящие во внешнем мире. Классификация отталкивается от параметров получения подкрепления воспринимаемых причин. Если такие подкрепления воспринимаются не в полной мере как вызванные своими собственными действиями, то в таком случае они видятся как нечто произошедшее в результате случая, судьбы или других событий, которые в какой-то степени непредсказуемы. Такие мысли сформировали ряд концептов, приведенных ниже:

  1. BP = E * RV или BP x,ra, s1= {E x, s1, ra & RV a, s1}f, где (ВР) есть вероятность реализации какого-то (х) поведения в (s1) определенной ситуации в присутствии (ra) подкрепления. Это все является функцией от (ra)произведения антиципации подкрепления в (s1) ситуации из-за(x) действия на (a) субъективную ценность в (s1) ситуации. Не существует больше, чем одна ситуация действия либо поведенческая альтернатива. Говоря о вероятности поведения (ВР), следует учитывать и когнитивную активность, применение способов психологической защиты, планирование, а не исключительно внешнее поведение. Ожидания (Е) могут увязываться, а могут и не увязываться с объективной реальностью. RV – это потребностные классы (любовь, защищенность, физическое благо, независимость, принятие социального статуса, доминантность). Показатели Е и RV являются независимыми единицами.
  2. E = E’ + GE или E s1 = f { (GE/N s1) E s1 & }. Второй концепт говорит, что субъективное ожидание в (s1) ситуации — это функция от былых опытов личности в (s1) ситуации и GE (генерализованные ожидания, полученные в других ситуациях и поделенные на количество этих опытов).
  3. s1 = f {E ra, … RV(b–n) & Er (b–n), s1}, RV a. E ra – это ожидание функциональной связанности подкрепления (а) в ситуации (s1) с подкреплениями (b-n).
  4. Постулатами четвертого концепта является убежденность в том, что одни ситуации способствуют более легкому достижению результатов, чем другие.

Дж. Роттер ввел понятие «локус контроля». Это подразумевает, что индивид верит, что его поведение определяется лично им (интернальный локус), или же обстоятельствами и окружающими вокруг него (экстернальный локус). Чем сильнее человек становится связан с социумом по мере своего формирования, тем локус контроля (как личностное качество) становится стабильнее и устойчивее. Например, экстернальные люди очень нерешительные, неуверенные, могут отказаться от своих планов и надежд. А интерналы, наоборот, уверены в себе, настойчивы, решительны и независимы.

Чтобы определить локус контроля индивидуально, для каждого в отдельности, следует воспользоваться шкалой I-E. Изначально она имела 29 положений, содержащих по два противоположных высказывания, которые характеризовали либо интернала, либо экстернала. На сегодняшний день имеется много модификаций этой шкалы.

М. Селигман ввел близкое к интернальностти определение – «выученная беспомощность» (особенности поведения, приобретаемые при постоянном негативном влиянии, избегнуть которые невозможно). Происходит торможение двигательной активности, снижается способность к обучению, нарастают соматические расстройства, биологическая мотивация так же резко снижается. Причем, возникнув в какой-то одной сфере жизни, «выученная беспомощность» может перенестись и в другие и довольно быстрыми темпами. Следствием всего этого являются депрессии, отказ человека решать представшие перед ним задачи с помощью внутренних ресурсов.

Гуманистическая психология выдвигает теорию имплицитной личности и теорию личности самоактуализирующейся. Согласно им суть личности заключается в принятии ответственных решений.

Представители марксистской школы (А. Леонтьев, А. Валлон, С. Рубинштейн) психологии считают личность продуктом исторического становления индивида, считается, что особенно сильное влияние оказала совместная трудовая деятельность людей.

Оцените статью
Добавить комментарий