Сексуальное воспитание: как и когда говорить с ребёнком о сексе и половом созревании

Сексология
Содержание
  1. Чем важен этот разговор?
  2. Общие подходы и половые различия
  3. Что необходимо мальчикам
  4. Запас знаний для девочек
  5. Как рассказать об этом родителям
  6. Особенности разговора о сексе
  7. Половое воспитание в семье
  8. Ключевые моменты
  9. Прививая ваши семейные ценности
  10. Если родители не просвещают детей в сексуальных отношениях, они узнают об этом откуда-то еще
  11. Школа, школьный двор и СМИ
  12. Половое воспитание безопаснее, чем половая распущенность
  13. 8 советов в общении с ребёнком о сексе
  14. 1. Подумайте, как вам рассказывали о сексе
  15. 2. Дайте возрастные ответы
  16. 3. Стройте общение в форме диалога
  17. 4. Будьте честны
  18. 5. Читайте
  19. 6. Если ваш ребенок не спрашивал о сексе, начните разговор
  20. 7. Сохраняйте спокойствие
  21. 8. Помните, что половое воспитание — это непрерывный процесс
  22. Как говорить с детьми о сексе
  23. Общие принципы разговора «ПРО ЭТО»
  24. Психологические задачи разговора о сексе в любом возрасте
  25. Что ребенок должен знать о сексе
  26. Знания о сексе для ребёнка по возрастам
  27. Ребенку 2-4 года
  28. Как рассказывать о сексе в этом возрасте
  29. Потенциальные сложности
  30. Ребенку 5-7 лет
  31. Как рассказывать о сексе в этом возрасте
  32. Возможные сложности
  33. Ребенку 8-11 лет
  34. Как рассказывать о сексе в этом возрасте
  35. Сложности, с которыми можно столкнуться
  36. Ребенку 11-14 лет
  37. Как рассказывать о сексе в этом возрасте
  38. Потенциальные трудности
  39. Ребенку 14-16 лет
  40. Как разговаривать о сексе в этом возрасте
  41. Возможные сложности
  42. Сексуальность во взрослом возрасте
  43. Рекомендации родителям и педагогам

Наш менталитет представляет проблемы обсуждения возрастных изменений  в организме ребенка, связанные с половым созреванием как некие запретные темы. Последствия — многочисленные проблемы медицинского, общественного и социального характера, которые не решались, а банально замалчивались.

Советская школа преподносила науку о половых взаимоотношениях на уровне пестиков и тычинок. Дома родители скромно отмалчивались, а бабушки и дедушки становились неприступными при любом намеке на такие вопросы. Итогом половой безграмотности детей, а затем и подростков становились изломанные судьбы, покинутые тысячи новорожденных детей, несчастливые ранние браки по необходимости, подорванное абортами здоровье юных девочек, инфекционные заболевания половой сферы.

Чем важен этот разговор?

Процессы полового воспитания не могут ограничиваться единичными разговорами, это многолетняя кропотливая и логически точная работа с ребенком. Начинать беседы на эту щекотливую тему необходимо родителям, как людям, которым он проявляет наибольшее доверие.

Самым лучшим вариантом становится налаживание психологического контакта в режиме полного доверия между родителями и детьми.

мама обучаетПока они маленькие, следует начинать с незначительных и отвлеченных рассказов о человеческом естестве. Темы расширяются и углубляются по мере взросления и нарастания глубины интереса. В тех семьях, где ребенок обладает правом обсуждения тем секса и естественных чувств, переполняющих их на определенных этапах жизни, то он обязательно придет за поддержкой исключительно к маме или отцу.

Начинать обсуждение взросления следует уже тогда, когда вы сталкиваетесь с вопросом о том, откуда берутся дети. Именно в самом раннем возрасте у девочек и мальчиков появляется интерес к сексу и проявляется в том, что ребенок подсознательно интересуется происхождением человека как представителя живого мира.

То есть, их интересует их приход в этот мир. Начало полового созревания девочки начинается около семи – восьми лет, у мальчиков эти процессы происходят чуть позднее. Чтобы ребенок не получил психологические травмы определенного типа, необходимо лояльно и грамотно подготовить его к этим процессам.

Как начать разговор и что для этого нужно – есть несколько проверенных рекомендаций и советов психологов:

  • Начинать лучше в самом раннем возрасте, не освещая нюансы и подробности, ответы должны лежать в плоскости простой беседы.
  • Для разговора наилучшим фоном являются ежедневная жизнь, беседовать можно во время телевизионных передач, работ по дому. Это формирует отношение к половому созреванию как к естественному процессу.
  • Если ребенок застает своими вопросами врасплох, обещайте продлить беседу позднее, чтобы не совершить ошибок.
  • Поинтересуйтесь уровнем знаний ребенка в этой области.
  • Освещайте тему правдиво, традиционные сказки о капустных грядках и аисте оказывают достаточно негативное влияние на ребенка.
  • Приобретите книжки или буклеты, где наглядно освящается половое взросление и его основные признаки. Ребенку будет полезно изучить наглядный материал и задать свои вопросы.

Не менее важно, чтобы в беседе соблюдались такие моменты, как возрастное восприятие той или иной информации. То есть, не следует излагать необходимое как совершенному крохе – несмышленышу. И наоборот – неэффективно преподносить знания как взрослому, сухим научным языком, который он просто не поймет.

Общие подходы и половые различия

Критерии полового воспитания в отношении психологии являются следующими.

  • От трех до четырех лет малыш вне зависимости от пола интересуется, откуда у взрослых появляются дети. Здесь уместно преподнесение простой информации, чтение книжек с иллюстрациями, разъяснение правил социального поведения в обществе. Ребенок должен знать, как принято вести себя, что принято, а что категорически запрещено этикетом и человеческой моралью.
  • В пять – восемь лет у детей проявляется интерес к работе половых органов. Характерно, что они изучают свои и чужие органы, отлично воспринимают новости о беременности и физиологических родах. Здесь уместна информация о возрастных изменениях тела в концепции половых различий.
  • Детей старшего возраста рекомендуют информировать об ответственности за свои сексуальные поступки.
 Начиная беседу на ту или иную тему нужно точно ориентироваться на возрастные особенности и осведомленность вашего ребенка, а также его готовность вступить в контакт. 

Что необходимо мальчикам

В возрасте от восьми до пяти лет у мальчиков начинается достаточно бурное психоэмоциональное развитие, поэтому специфика воспитания и подготовки к последующему взрослению следующая:

  • Прежде всего, они должны знать о том, что у женщин с определенного возраста происходят физиологические менструации как естественная работа женского организма.
  • Необходимо также познакомить будущего мужчину с будущими изменениями его тела.
  • Повышение жирности кожи и появление прыщей на лице и теле, расширяющиеся плечи и грудь,  растущие волосы на ногах, коже груди, в подмышечных впадинах и лице является нормальным явлением.
  • Возможная нескладность фигуры из-за разбалансированного роста конечностей, «ломка» голоса, появление волосяного покрова на растущих половых органах и выделение семенной жидкости не должно быть для мальчика неожиданностью и пугать его новизной ощущений.

В более старшем возрасте мальчикам необходимо рассказать об учете потребностей, ощущений и чувств партнера, использовании средств контрацепции, практиках безопасного секса, путей избегания инфекций, передающихся половым путем.

Запас знаний для девочек

разговор по душам

Девочки отличаются намного более ранним психологическим, эмоциональным и половым развитием. В восьмилетнем возрасте они могут адекватно воспринимать информацию о том, как вести себя в обусловленных физиологически для женщин ситуациях.

  • Им можно рассказать об использовании тампонов, прокладок и средств санитарии.
  • Девочки отлично усваивают знания о собственной гигиене, когда наступает половое созревание, в чем проявляется.
  • Обычно они нормально воспринимают ситуации, когда начинается активный рост волос в зоне гениталий.
  • Особенно популярной темой при беседах с близким человеком для девочек является причина происхождения роста груди, бедер и ягодиц, когда очертания фигуры станут все более женственными и эстетичными.

Некоторым девочкам присущ ранний менструальный цикл, поэтому это самый лучший возраст для подготовки к этому природному процессу. В старшем возрасте девочкам следует знать об особенностях контрацепции, безопасном сексе, некоторых нюансах интимных ласк, поцелуев и прикосновений

Как рассказать об этом родителям

Вопрос обсуждения с родителями проблем полового развития для ребенка достаточно серьезная задача. И решение ее лежит в области психологии. Если родители воспитывают сына или дочку согласно с теми рекомендациями, которые описаны выше, у них не возникает проблем с взаимопониманием.

В этом случает подростку легко и просто обратиться к маме или отцу, поделиться своими сомнениями и тревогами, получить исчерпывающую информацию. Но такая ситуация – редкое явление, особенности подростковой психологии не всегда позволяют открыто обсуждать щекотливые темы даже с самыми близкими людьми.

Специалисты в области детской и подростковой этики рекомендуют как девочкам, так и мальчикам некоторые особенные подходы, которые облегчают общение с родителями на темы полового созревания и сексуальных отношений. Разговор может лежать в различных плоскостях:

  • Интерпретация якобы прочитанной в СМИ или интернете статьи по поводу той темы, которая интересует подростка. Обсуждаем отвлеченную информацию.
  • Задаем интересующие вопросы от имени несуществующей подруги или друга, которые стесняются общаться с собственными родителями.
  • Обсуждение с мамой или отцом новостей, услышанных в школе или на улице, в компании ровесников.

Такие вариации помогут избегать прямой подачи подростком проблемы, которая беспокоит его больше всего и он получит ответ от авторитетного в его глазах человека.

Особенности разговора о сексе

отец и дочь

Это весьма щекотливый вопрос и многие родители стараются его нивелировать. Делать это не придется, соблюдая некоторые нюансы общения с сыном или дочкой о сексуальных отношениях. Главным является ваше позитивное отношение к сексу.

Мальчикам нужно уделять особое внимание, их нужно научить различию между уверенным согласием на предложение интимных отношений с девочкой и робким отказом. Обязательно побеседовать с подростком о наступлении уголовного наказания за домогательства, попытку или осуществление изнасилования.

Юным представителям сильного пола нужно знать, что отношения должны иметь окраску романтичности, чувственности и уважения к женщине.

Девочкам присущ больший интерес к своему телу, общение с мамой начинается с бесед о предстоящих менструациях, беременности, родах. Поэтому практически в одном возрасте девочки владеют большим объемом информации. Проведите логическую связь между эмоциональным планом, эстетикой отношений  и сексом. Обычно мальчикам ближе мамина интерпретация, а девочкам папино восприятие и освещение подробностей о половых отношениях.

Подходящий повод, привычный тон, отсутствие смущения и стеснения позволит вашему ребенку привыкнуть к обсуждению этих темы с родителями. Тогда их роль в формировании представлений ребенка о сексе станет ведущей.

Половое воспитание в семье

Если родители не учат своих детей сексуальным понятиям и сексуальности, тогда они узнают об этом откуда-то еще. И может быть упущена возможность привить семейные ценности. Секс в семье должен обсуждаться грамотно и доступно.

Ключевые моменты

  • Хорошая стратегия — начинать говорить с ребенком о сексе, когда он молод, и продолжать разговор, когда он станет старше.
  • Ребенок получает информацию о сексе из таких источников, как школа, друзья и средства массовой информации, в гораздо более раннем возрасте, чем ожидают многие родители.
  • Родители не должны полагаться на школьную систему при обучении половому воспитанию. Если вашего ребенка обучают половому воспитанию в школе, спросите его, что они узнали, и рассмотрите его вместе с ними.
  • Половое воспитание не приводит к распущенности.
  • Начинать рано с соответствующей информации о сексе — это хорошая стратегия.

Любопытство к сексу — это естественный шаг к изучению тела.

Половое воспитание помогает детям понять свое тело и помогает им чувствовать себя позитивно. Младшие дети интересуются беременностью и младенцами, а не механикой секса.

Обсуждение секса также является частью начала открытого общения с вашим ребенком. Раннее, честное и открытое общение между родителями и детьми очень важно. Особенно когда ваш ребенок становится подростком. Если открытое общение доступно, дети с большей вероятностью будут говорить с родителями обо всех других испытаниях подросткового возраста. Таких как тревога, депрессия, отношения, употребление наркотиков и алкоголя, а также сексуальные проблемы.

Ранний разговор о сексе и продолжение разговора по мере взросления ребенка — лучшая стратегия полового воспитания.

Это позволяет родителям избегать одного большого и, вероятно, неудобного разговора, когда ребенок достигнет подросткового возраста. И уже получит информацию и дезинформацию от своих друзей. Секс в семье обсуждать стоит. Эти разговоры являются самыми легкими, когда они происходят из жизненного опыта. Как, например, встреча с беременной женщиной или ребенком.

Когда родители разговаривают со своими детьми о сексе, они могут убедиться, что получают правильную информацию.

Родители должны быть первым источником информации о сексе для ребенка. Понимание правильной информации может защитить детей от рискованного поведения по мере взросления.

Психологи выяснили, что секс в семье в России обсуждается на много реже, нежели за рубежом. Прививая детям сексуальную грамотность и просвещённость родители отгораживают неопытных подростков от проблем в сексуальном плане. А также снижают риск заразиться венерическими заболеваниями.

Прививая ваши семейные ценности

Половое воспитание также дает возможность привить свои семейные ценности детям. Например, если вы родом из семьи, которая считает, что половые отношения должны отсутствовать до вступления в брак, это может стать частью дискуссий о сексуальности. Если тема никогда не поднималась раньше, существует значительный риск того, что ваш ребенок, а теперь и подросток, не будет восприимчив к этому сообщению.

Если родители не просвещают детей в сексуальных отношениях, они узнают об этом откуда-то еще

Знакомство ребенка с информацией о сексе начинается гораздо раньше, чем думают многие родители. Не говорить с детьми о сексе означает, что родители будут мало контролировать то, что и как они узнают о сексе.

Школа, школьный двор и СМИ

Родители не должны полагаться на школьную систему при обучении половому воспитанию. В зависимости от того, где вы живете, сексуальное образование может быть недоступно. Если вашего ребенка обучают половому воспитанию в школе, рассмотрите его вместе с ребенком. Спросите их, что они узнали.

То, что ребенок узнает на школьном дворе от друзей и в социальных сетях, будет неполным и может быть неверным. Это также может быть унизительным или даже опасным.

Хотя средства массовой информации полны секса и сексуальности, они часто изображаются в самом сенсационном и поверхностном смысле. Реалистичные изображения отношений и сексуальности редки. Чаще всего проблемы, связанные с сексом и сексуальностью, возникают либо без какого-либо контекста, либо без какого-либо эмоционального компонента или компонента отношений. Более того, риски сексуальной активности часто преуменьшаются в СМИ.

Половое воспитание безопаснее, чем половая распущенность

половое воспитание

Исследования показывают, что чем больше дети подвергаются сексуальным изображениям в средствах массовой информации, тем больше вероятность того, что они будут участвовать в сексуальном поведении в более молодом возрасте. Однако фактическое половое воспитание НЕ приводит к распущенности. Дети, которые получают половое воспитание дома, на самом деле менее склонны к рискованной сексуальной активности.

Открытое общение с детьми о сексе и других вопросах полезно и безопасно в долгосрочной перспективе. Это не обязательно означает, что это будет легко или без неловких моментов. Подростки все еще очень скрытые люди. Однако если говорить о сексе на раннем этапе, возрастает вероятность того, что подростки будут обращаться к родителям в случае возникновения трудностей или опасностей.

8 советов в общении с ребёнком о сексе

1. Подумайте, как вам рассказывали о сексе

Вспомните о том, как в вас формировали представление о половых отношениях. Затем спросите себя, хотите ли вы, чтобы у вашего ребенка был такой же или другой опыт.

2. Дайте возрастные ответы

Это означает объяснение вещей таким образом, чтобы ваш ребенок мог понять их при своём возрасте и уровне развития. Нет необходимости отвечать на вопросы, которые они не задавали. Не перегружайте их информацией.

3. Стройте общение в форме диалога

Когда дети задают вопросы о сексе, осторожно отвечайте на них. Узнайте, что они уже знают и откуда они это услышали. Таким образом, вы можете исправить любую дезинформацию с самого начала. Диалог замедляет разговор, дает вам время подумать и дает вам лучшее представление о том, когда остановиться.

Очень важно выяснить, о чём конкретно спрашивают дети. Иногда, когда они спрашивают, откуда берутся дети, они действительно хотят знать, что означает «усыновленный».

4. Будьте честны

Дети часто могут понять, когда родители не говорят им правду. Если это произойдет, дети в меньшей степени будут восприимчивы в будущем.

Не беспокойтесь, если вы сами не знаете ответ. Скажите своему ребенку, что вопрос был удачным, что вы не знаете полного ответа и что вы оба можете найти ответ вместе. Опять же, это помогает замедлить разговор.

5. Читайте

Есть отличные, соответствующие возрасту книги о сексе, полу и репродукции для родителей и детей. Чтение также помогает преодолеть любое смущение.

6. Если ваш ребенок не спрашивал о сексе, начните разговор

Некоторые дети просто стесняются и не задают много вопросов ни о чем. Не ждите, когда он начнёт спрашивать: «Что такое секс в семье?». Заведите разговор с ребёнком о сексе. Спросите их, что они знают и чему учат в школе. Используйте примеры из природы. Даже в городе животные ухаживают и спариваются вокруг нас. Решение проблемы репродукции животных в первую очередь является отличным способом для ознакомления и укрепления полового воспитания людей.

7. Сохраняйте спокойствие

мама и ребёнок

Будьте готовы к тому, что разговоры о сексе будут происходить в неподходящие моменты. К примеру в людном месте и очень громко. Не думайте, что вам нужно отвечать, а скорее говорите: «Отличный вопрос, давайте поговорим об этом в машине». Подобные моменты также дают прекрасную возможность рассказать о проблемах конфиденциальности.

Когда ребенок узнает о сексе, вы можете дать ему понять, что говорить об этом везде неуместно.

Автомобиль может стать отличным местом, чтобы поговорить с ребенком о сексе. Тот факт, что вы оба смотрите прямо перед собой, может снять смущение в разговоре. Сидя рядом на скамейке в парке будет делать то же самое.

Если ваш ребенок задает вам личные вопросы, ответьте ему. Скажите, что вы понимаете их любопытство, но некоторые вещи являются личной частью вашей жизни.

Например, если они спрашивают, занимаются ли мамы и папы каждую ночь, когда они ложатся спать вместе.

Вы можете ответить, что когда люди спят вместе, это не обязательно означает, что они занимаются сексом.

8. Помните, что половое воспитание — это непрерывный процесс

Ребята с первого раза могут и не уловить всю суть сказанного. Детям нужно будет повторять некоторые вещи, чтобы они осознали всю суть сказанного. Секс в семье должен обсуждаться регулярно, на протяжении взросления вашего чада.

Как говорить с детьми о сексе

Хотя все мы (или почти все) появились на свет «с помощью» секса, часто возникает ощущение, что секса в нашей стране по-прежнему нет. Большинству из нас сложно обсуждать эти вопросы с детьми, несмотря на то, что сексуальные мотивы присутствуют во многих аспектах современной жизни — в рекламе, фильмах, книгах, да и просто на улице мы можем часто встретить обнимающуюся и целующуюся парочку и наши дети, конечно, сталкиваются с ними и у них появляются соответствующие вопросы.

Даже если представить себе ребенка, который изолирован от средств массовой информации, вопросы про секс возникнут у него в связи с его возрастным развитием и наблюдением за жизнью вокруг. И если на вопрос о том, что делают те две милые собачки, мы можем ответить, что они так играют, то при проявлениях интимности в отношениях людей нам все-таки придется обсуждать то, что люди встречаются, влюбляются, женятся и у них появляются дети.

Часто мы прикрываемся тем, что такое обсуждение приведет к возникновению ранней половой жизни у ребенка, но сегодня такое прикрытие не работает — наоборот, уже доказано, что разговоры про секс не связаны с последующим ранним началом сексуальной жизни, скорее наоборот, ребенок в соответствующем возрасте может подождать с первым опытом, когда ему привиты адекватные взгляды на секс. А даже если и не подождет, то будет использовать средства предохранения и подойдет к этому процессу серьезно.

К тому же, если ребенок достаточно информирован, это позволяет ему избежать ситуации сексуального использования и защитить себя, обратившись к родителям или другим взрослым в сложной ситуации.

Почему же нам так сложно говорить о сексе с детьми? Чаще всего это связано с тем, что мы сами относимся к этому процессу как к грязному, о котором не принято говорить, или у нас самих эта тема вызывает сильное смущение. В этом нет ничего странного — в большинстве наших семей про секс не разговаривали, мы были принесены аистами или куплены в магазине, в лучшем случае нам говорили о том, что нам все расскажут, когда придет время. А когда время приходило мы уже все знали от сверстников или на личном опыте.

Общие принципы разговора «ПРО ЭТО»

1. Отвечать именно на тот вопрос, который задает ребенок. Есть хороший анекдот про то, как ребенок спросил родителя о том, откуда он появился, и, когда родитель прочитал ребенку часовую лекцию о сексе, выдохнул, ребенок задумчиво произнес: «А Вася во дворе сказал, что он переехал из соседнего двора и таким образом появился в нашем».

2. Если Вы не знаете, что сказать, договоритесь поговорить об этом позже. Нормально сообщить о том, что у Вас недостаточно информации об этом сейчас, но Вы будете готовы поговорить об этом вечером или завтра. Конечно, родительский авторитет — это важно, но если вы можете признать свою некомпетентность в чем-либо, то и ребенку, особенно в подростковом возрасте, будет проще сделать это.

3. Если какие-то вопросы вызывают у Вас смущение, переходите на технический, медицинский язык, тогда становится гораздо проще. Например, если Вам сложно называть половые органы, сухие медицинские названия, типа «пенис» и «вагина» существенно облегчат Ваше смущение. Также большим подспорьем является использование рисунков или схем. Они помогают, так как когда вы рисуете, вам не обязательно смотреть на ребенка и вы можете что-то рассказывать в процессе рисования. Кроме того, наглядность всегда помогает усвоить информацию.

4. Лучше не перегружать ребенка информацией о сексе. Если ребенок не задает дополнительных вопросов, 15-20 минут для одной беседы вполне достаточно.

5. Всегда задавайте вопросы, чтобы понять, правильно ли ребенок вас понял. Это не значит, что вы должны спрашивать урок. Если у ребенка после разговора с вами появились новые вопросы — это хороший признак.

6. Делиться собственным опытом — хорошая идея. Только помните, если у вас была «бурная молодость» и вы в красках расскажете об этом ребенку, у него (нее) сильно повысятся шансы ее повторить. То же самое касается раннего начала половой жизни, сексуальных предпочтений и т.д. Здесь может сработать механизм идентификации с родителем своего пола — если мама (папа) делала это, то и мне это можно (нужно).

7. Важно постоянно находиться в диалоге с ребенком, чем ближе ребенок к подростковому возрасту, тем более это важно. Только в диалоге вы сможете обсуждать вопросы секса, и только во время обсуждения можно привить ребенку адекватные взгляды на взаимоотношения полов, деторождение и пр. Я имею в виду, что простое перечисление правильных вещей, типа «надо использовать презерватив», «надо начинать заниматься сексом после 18 лет» навряд ли приведут к тому, что ребенок последует им, а обсуждение, в котором ребенок может принять ваш взгляд на вещи, вполне может поспособствовать их реализации.

8. Если, несмотря на наличие информации, вашу подготовленность к разговору, вам все-таки сложно сделать это, обратитесь к профессионалу — сексологу или психологу, чтобы вам помогли выстроить сценарий разговора с ребенком на эту тему, подготовили к обсуждению наиболее сложных для вас моментов.

Психологические задачи разговора о сексе в любом возрасте

  • Создать позитивное отношение к сексу — имеется в виду, что к окончанию подросткового возраста ребенок должен относится к этому как к естественному продолжению отношений между любящими друг друга мужчиной и женщиной.

Родители рассказывают ребенку о сексе

  • Создать установку на то, что секс требует ответственного отношения и может иметь различные последствия, именно поэтому им следует начинать заниматься во взрослом возрасте.
  • Научить ребенка тому, что никто не может прикасаться к интимным частям его тела, за исключением врача с разрешения мамы или папы.
  • Научить ребенка распознавать опасность сексуального использования и/или насилия и избегать его. Выработать навыки уверенного поведения в условиях давления.
  • Проговорить разницу между тем, что мы видим на экранах и реальной жизнью. Это касается как неземной любви в обычном фильме, так и гиперсексуальности участников порнографических фильмов.

Что ребенок должен знать о сексе

Следующие знания предложены для каждого возраста отдельно. Если вы только начинаете говорить с вашим ребенком позже, чем в возрастном периоде 2-4 года, тогда нужно сначала дать ребенку информацию из более ранних возрастных периодов и лишь затем соответствующую его (ее) возрасту.

2-4 года

  • Понимать половые различия между между мальчиками и девочками, знать названия половых органов.
  • Знать, что половые органы относятся к интимной сфере человека, и что их не принято показывать и обсуждать на людях. Часто ребенок может сообщать о вновь обретенном знании о половых органах или своем появлении на свет чужим людям. Важно не ругать ребенка за это, а рассказать ему о том, что тема секса и половых органов — это интимная тема, которую обычно обсуждают только с близкими людьми.
  • Что дети появляются от того, что мама с папой спят вместе, а затем живут в мамином животике в течение 9 месяцев до того, как они родятся.

5-7 лет

  • Ребенок должен знать название половых органов, как мужских, так и женских.
  • Ребенок должен знать, что дети появляются в результате полового акта после соединения сперматозоида с яйцеклеткой.
  • Иметь основные знания о процессе внутриутробного развития малыша и его (ее) рождения.
  • Понимать, что половые органы — это место, которое только его (ее) собственность и их можно оголять только во время физиологических или гигиенических процедур и показывать только докторам с разрешения родителей. Важно донести до ребенка, что для всех остальных есть запрет на прикосновения к половым органам или раздевание ребенка.

8-11 лет

  • Научные названия для половых органов (пенис, вагина), органов выделения и их продукции (мочевой пузырь, уретра, стул, моча).
  • Независимо от пола ребенка, знать о менструациях и ночных поллюциях.
  • Особенности полового созревания у мальчиков и девочек.

11-14 лет

  • Основную информацию о формах сексуального поведения — гетеро-, би- и гомосексуальности.
  • Основная информация о венерических заболеваниях и их последствиях.
  • Информацию о половом созревании, включающую знания об особенностях сексуального поведения мальчиков и девочек.

14-16 лет

  • Уметь отказываться от сексуальных отношений.
  • Знать, как правильно использовать защитные средства, что делать, если порвался презерватив, какие существуют средства экстренной защиты до или после полового акта.
  • Понимать смысл интимных отношений.

Знания о сексе для ребёнка по возрастам

Ребенку 2-4 года

Разговор с ребенком 4 года о сексе

К двум годам ребенок обычно добирается в своей исследовательской активности до своих половых органов и изучает их, осознавая, что манипуляции с ними приносят ему удовольствие. Многим родителям бывает очень сложно обнаружить, что их прекрасный и абсолютно невинный мальчик или девочка занимается такими вещами. Должна сказать, что это абсолютно нормально и что дети намного сексуальнее взрослых в определенном смысле — они гораздо более открыто изучают свое тело и взаимодействуют с ним, если им в этом не мешают.

Одновременно, это возраст, в котором ребенок начинает осознавать, что существуют мальчики и девочки и что они отличаются друг от друга. Ближе к четырем годам ребенок обычно впервые задает вопросы о том, откуда он появился. И здесь важно не падать в обморок от того, что этот вопрос прозвучал, а помнить о принципе отвечать именно на то, о чем спрашивает ребенок.

Например, для него (нее) может быть вполне достаточно узнать о том, что он(а) появился из животика.

Как рассказывать о сексе в этом возрасте

В этом возрасте у ребенка преобладают два типа мышления, которые называются наглядно-действенным и наглядно-образным, в связи с этим наилучший способ рассказа ребенку — это игра или сказка. Поэтому будет отлично, если вы расскажете сказку своему малышу, например, такую: «Жили были мама с папой, потом они встретились и полюбили друг друга, потом они захотели, чтобы у них родился Ванечка (Машенька). Тогда они спали в одной постели и клеточка от папы перешла к маме и стала расти в ее животике. Мама с папой (бабушки, тети и др.) очень ждали … (имя ребенка), гладили животик, разговаривали, пели песенки для Ванечки. Потом Ванечка вырос и ему стало тесно в животике и мама пошла в больницу (осталась дома,
пошла в больницу вместе с папой — согласно реальной истории) и он родился. Мама и папа очень обрадовались, взяли Ванечку на ручки и дали сисю».

Будет замечательно, если вы сможете показывать фотографии, соответствующие каждому периоду, ребенку это будет очень интересно.

Изучать различия мальчиков и девочек может быть очень весело в игре, особенно если у вас есть куклы с половыми признаками. Хорошо известная игра во врача придумана детьми именно для этого. Дети обычно начинают играть в нее в конце четвертого года жизни. Хорошо бы, конечно, чтобы они играли в нее при определенном контроле взрослых. Если вашему ребенку больше нравятся книжки и картинки, то вам подойдет детский атлас.

Потенциальные сложности

  • Кто-то из ваших родственников уже рассказал, что детей покупают в магазине, их приносит аист и пр. и ребенок свято верит в это. Не паникуйте, расскажите своему ребенку, что появление на свет такой важный процесс, что про него сочиняют много сказок, придумайте вместе с малышом свою сказку Про Это, а, может быть, даже не одну.
  • Ребенок не спрашивает Про Это. Это может быть связано с двумя основными причинами. Первая — он просто не дозрел. В этом случае, конечно, лучше ждать, когда у него появятся эти вопросы, помогая ему созданием соответствующей обстановки — мультфильмами, где обсуждаются вопросы появления на свет, специальным детским атласом. Вторая причина — возможно, вы бессознательно избегаете этих тем. В этом случае могу только еще раз привести аргументы «за». Сегодня доказано, что чем раньше родители начинают разговаривать с ребенком про секс и физическое развитие, тем больше шансов на то, что в соответствующем возрасте ребенок будет вести себя разумно. Идея о том, что разговоры Про Это разбудят детскую сексуальность и заставят ребенка заниматься сексом раньше времени абсолютно не состоятельны.
  • Ребенок настойчиво проявляет интерес к половым органам, производит действия, похожие на сексуальные с игрушками (например, пытается вставлять карандаш кукле и прочее). Чаще всего это связано с тем, что ребенок увидел сексуальные отношения в фильме или подглядел у родителей, возможно стал невольным участником сексуальных действий. В этом случае важно проанализировать окружение ребенка, чтобы исключить такие события и обратиться к психологу для проработки возможной психологической травмы у ребенка.
  • Ребенок занимается мастурбацией. Если ребенок делает это, находясь один, это считается нормой психологического развития. Если ребенок занимается мастурбацией на людях, можно начать с того, что объяснить, что половые органы относятся к интимной сфере человека и их не принято трогать на людях. Очень важно не ругать ребенка за это, так как с чем бы ни было связано такое поведение, ваша негативная реакция может способствовать его закреплению. Если разговор с ребенком не изменит ситуацию, возможно это связано с инфекцией мочевыводящих путей или с психологическим напряжением у ребенка, которое он снимает таким образом. Тогда надо обратиться к детскому гинекологу или урологу (для девочки или мальчика, соответственно) и если доктор не обнаружит признаков воспаления или инфекции, обратиться к детскому психологу.

Ребенку 5-7 лет

Как рассказать ребенку 7 лет о сексе

Это возраст, в котором дети активно играют в «половые игры», как с детьми своего, так и противоположного пола, особой популярностью пользуется игра в доктора, которая позволяет изучить анатомические особенности противоположного пола, а также игры в жениха и невесту и в дочки-матери, что позволяет детям проигрывать социальные роли, которые напрямую взаимосвязаны с сексом.

В этом возрасте обычно ребенок задает вопросы, связанные с его интересом к отношениям между мамой и папой. Обычно ребенок многократно спрашивает о том, как встретились мама и папа, как полюбили друг друга и о других подробностях отношений.

Как рассказывать о сексе в этом возрасте

В этом возрасте ребенок еще не может в полной мере понимать абстрактные вещи, поэтому лучшим вариантом будет рассказывать о сексе и процессе вынашивания ребенка и деторождения с помощью специальных книг или научно-популярных фильмов, которые предназначены для просмотра вместе с родителями в дошкольном возрасте. Для изучения половых органов и процесса зачатия лучше всего подойдет детский анатомический атлас, где можно рассматривать картинки вместе с ребенком и читать комментарии и обсуждать их.

Также хороший вариант — вооружиться карандашом и бумагой и вместе с ребенком нарисовать схему того, как все происходит. И здесь совсем неважно, насколько хороший из вас художник, совместное творчество существенно снизит возможное напряжение от обсуждения темы секса и деторождения.

Когда Вы рассказываете ребенку о процессе деторождения, о том, что у мамы есть внизу живота специальное отверстие, обычно ребенок может попросить посмотреть, откуда выходит ребенок — это хороший момент для отказа и объяснения на этом фоне интимности половых органов.

Важно придать романтическую атмосферу информации о сексуальных контактах — это возраст, когда важно привить ребенку идею, что секс — это естественное продолжение отношений между мужчиной и женщиной. Лучше всего для этого рассказывать романтическую историю знакомства мамы и папы, если она была. Если ее не было, важно рассказать максимально правдивую историю с максимально позитивной окраской. Хочу подчеркнуть, что важно не обманывать ребенка, так как правда все равно открывается, а ребенка в этом случае будет ждать разочарование.

Возможные сложности

  • Ребенок получил информацию о сексуальных отношениях извне и эти сведения — совсем не то, что вы хотели бы сообщить ему на эту тему. В этом случае лучше не очернять и не критиковать источник информации, а обратиться к книге на эту тему, как к источнику достоверной информации.
  • Ребенок посмотрел в интернете или в другом месте порнографию. В этом возрасте ребенок воспринимает реальные сексуальные отношения как насилие, обычно такой просмотр вызывает шок и очень сильный испуг у ребенка, в связи с этим надо приложить все усилия, чтобы ребенок не видел своих родителей, либо кого-либо еще, занимающимися сексом. Если все-таки это произошло, важно обсудить, что секс — это для взрослых людей, для ребенка в этом возрасте оказывается очень важным узнать, что ему это предстоит еще не скоро, да и вообще у него есть выбор, когда и как начинать сексуальную жизнь. Если в течение двух недель после такого события вы видите, что ваш ребенок более тревожен, чем обычно или вы замечаете другие странные проявления, следует обратиться к детскому психологу.
  • Ребенок может активно проявлять свое сексуальное развитие вовне, рисую половые органы, или обращаясь к ним в дразнилках, кричалках и других видах детской деятельности. Важно понимать, что это способ выхода сексуального напряжения, которое вполне естественно, и не подавлять его. Чаще оно начинается в следующем возрастном периоде, но может проявляться и сейчас. Ребенок может принести из детского сада или с детской площадки мат и пытаться использовать его дома. В этом случае можно вернуться или обратиться впервые к детскому атласу и обсудить, что мат — это другое, неприличное название половых органов, и намного лучше, когда есть необходимость, использовать их научные названия.
  • Ребенок занимается мастурбацией, когда находится на виду. Если исключены инфекции, которые могут вызывать зуд в области половых органов, такое поведение крайне редко встречается в этом возрасте. В связи с этим необходима срочная консультация психолога.
  • Если мама или папа воспитывает ребенка самостоятельно, без помощи второго родителя, ребенку сложно представить себе «норму» отношений между мужчиной и женщиной. В этом случае важно предоставлять ребенку возможность наблюдать за такими отношениями у родственников, друзей и/или смотреть мультфильмы и детские фильмы, включающие отношения между мужем и женой. Важно обсуждать с ребенком, какие отношения бывают и как они складываются.

Ребенку 8-11 лет

Как рассказать ребенку 10 лет о сексе?

Это период, который обычно характеризуется постепенным нарастанием предподросткового напряжения, в том числе и сексуального. Дети становятся очень ранимыми и одновременно начинают становиться скрытными. В то же время в психическом развитии ребенка этого возраста на первое место выходит компетентность, как обладание знаниями и способность выполнять что-либо с хорошим результатом. Развитие мышления позволяет абстрактно смотреть на некоторые вещи, что приводит к тому, что дети могут больше сравнивать происходящее в их семье и в других семьях.

Как рассказывать о сексе в этом возрасте

В этом возрасте вполне можно использовать технический, медицинский язык для объяснения функционирования мочеполовой системы. Очень важно рассказать о том, что, несмотря на то, что система одна, репродуктивная и выделительная функции разделяются. Рассказывая о разных функциях, хорошо бы подчеркнуть то, что у мальчиков при реализации репродуктивной функции, выделительная функция не может реализовываться, так как уретра пережимается эрегированным (затвердевшим) пенисом.

Сообщая о таких важных переходных событиях, как менструация и ночные поллюции, важно подчеркнуть, что это означает, что девочка стала девушкой, а мальчик — юношей и теперь они физически способны к деторождению. Конечно, здесь надо подчеркнуть, что организм как девушки, так и юноши еще не готовы к сексуальным отношениям и к вынашиванию и рождению ребенка (у девушки). Здесь же можно порассуждать о том, что у южных народов физическое развитие происходит раньше, в связи с этим и возраст вступления в брак в некоторых странах также ниже на 2 года, чем у северных народов.

Если ребенок задает вопросы о процессе полового акта, то можно рассказать ему об этом достаточно простым языком. Прежде всего, надо сказать о том, что взрослые люди занимаются сексом потому, что им это нравится и приносит большое удовольствие. Можно также подчеркнуть, что природой так специально задумано — чтобы мужчина и женщина стремились друг к другу и рождались дети. Возвращаясь к процессу полового акта, можно объяснить, что мужчина и женщина обнимаются и целуются, что приводит к тому, что мужской пенис твердеет и его аккуратно вводят в вагину женщины, после чего они начинают раскачиваться, что очень приятно. Потом из пениса выходят мужские клетки — сперматозоиды и устремляются на поиски женской клетки — яйцеклетки, при их соединении возникает зародыш, который потом развивается у женщины в специальном месте для ребенка — матке. Также можно рассказать о том, что появление детей не всегда было желательным и поэтому люди придумали презерватив, который не дает клеткам соединяться.

Сложности, с которыми можно столкнуться

  • Проявление детского эротического фольклора, когда ребенок декламирует стихи, кричалки, содержание которых составляет прямой или скрытый сексуальный процесс. Приведу наиболее культурный пример такого фольклора — загадку про «Качели» — Туда, сюда, обратно, О, боже, как приятно. И приведенный пример — это скорее недоговорка, обычно в таком фольклоре прямо обозначаются половые органы и процесс полового акта. Важно понимать, что это способ снятия сексуального напряжения для ребенка и подготовка к будущей сексуальной жизни, так как в таких кричалках обычно обозначаются особенности
    взаимодействия между полами. Если Ваш ребенок знаком с таким фольклором, это значит, что он(а) развивается соответственно возрасту.
  • Раннее половое развитие ребенка. Появление ранних поллюций или менструации. В этом случае важно обратиться к детскому эндокринологу для определения, является ли происходящее нормальным ранним развитием или связано с заболеванием. Если все в порядке, надо просто обсудить изменения, которые происходят в организме вашего ребенка.
  • Ребенок говорит о том, что секс — это мерзко, и что он никогда не будет этим заниматься, даже когда вырастет. Такая реакция обычно случается от просмотра той или иной порнопродукции. Как родители, вы можете сказать ребенку о том, что это выбор ребенка и он(а) могут не заниматься этим в будущем, если не захочет. И, конечно, необходимо защитить ребенка от несанкционированного просмотра порнографической продукции.

Ребенку 11-14 лет

Как рассказать дочери 12 лет о сексе?

Это возраст начала первых менструаций и появления поллюций. В этом возрасте у всех подростков есть сексуальная жизнь, реальная или воображаемая.

Как рассказывать о сексе в этом возрасте

В психологическом смысле это очень ранимый и одновременно очень бунтарский период в развитии ребенка. Поэтому очень важно, чтобы разговор Про Это велся на равных, с учетом того, что уже знает ребенок и был направлен на заполнение тех или иных пробелов в знаниях. Помимо информации, которую родители должны донести ребенку, очень важно в этом возрасте сформировать адекватные взгляды на сексуальные отношения.

Одна из значимых тем в этом возрасте — это обсуждение подростковой гиперсексуальности, которая обычно наиболее выражена у подростков мужского пола. Если вы говорите с мальчиком, то важно объяснить ему, что это нормально, что у него возникает эрекция при каждом прикосновении к нему девочки, а порой и без прикосновения, что со временем он сможет больше контролировать этот процесс. Если вы говорите с девочкой, то важно объяснить ей эту особенность мальчиков в этом возрасте, чтобы она могла адекватно воспринимать происходящее и не принимать сексуальное возбуждения мальчика на свой счет.

Формы сексуального поведения — гетеро-, би- и гомосексуальность. На сегодняшний день все три формы сексуального поведения считаются нормативными с точки зрения ВОЗ (всемирная организация здравоохранения).

Наверное, мало кто из родителей хотел бы, чтобы его ребенок имел гомо- или бисексуальную ориентацию, однако это случается и важно толерантно отзываться о всех формах сексуального поведения. Если ребенок не спрашивает, то не надо сообщать ему (ей) технические подробности происходящего в этом возрасте.

Информация о венерических заболеваниях должна быть правдивой и в то же время не следует давать ее в ужасающей форме, что может привести к невротизации подростка, особенно, если у него (нее) уже были те или иные контакты (поцелуи, петтинг и прочее).

Потенциальные трудности

  • Ребенок отказывается обсуждать вопросы секса, молча или сообщая о том, что он(а) уже все знает. В этом случае можно попытаться обсудить, что уже известно ребенку и заполнить имеющиеся пробелы (родительские или детские). Если ребенок уходит от любых обсуждений на эту тему, важно предоставить ему(ей) информацию о том, где он(а) могут получить информацию и помощь в случае необходимости. Сегодня есть как городские, так и распространенные на всю страну бесплатные телефоны психологической помощи для подростков. Кроме того, может быть, в вашем окружении есть другие взрослые, которые готовы поговорить на эту тему. Конечно, не лишним будет иметь книгу для подростков о сексе, которую можно обсуждать вместе, если ребенок будет готов к этому. Очень важно не настаивать на разговоре, если ребенок отказывается от него. Всегда надо помнить, что когда Вы заставляете или пытаетесь заставить ребенка делать то, что он(а) не хочет, Вы формируете личность, которая будет подвержена насилию или будет осуществлять насилие.
  • У ребенка уже был секс, который произошел по обоюдному согласию. В этом случае очень важно не ругать ребенка за случившиеся, а поддержать его(ее) психологически и помочь сориентироваться в средствах предохранения от инфекций и нежелательной беременности, осторожно начав разговор на эту тему. Можно попробовать поделиться собственным опытом начала сексуальных отношений, как это было для вас. В моей практике было много девушек и юношей, которых ругали, а кого-то и избивали родители, узнав о первом сексуальном контакте. Могу сказать, что это оставляет неизгладимый след на всю жизнь, мешает создать адекватные интимные отношения, а потом и семью. Берегите своих детей.
  • Ребенок подвергся сексуальному насилию. В этом случае надо немедленно обратиться в специализированные центры, которые помогают в случае изнасилования, чтобы ребенок мог получить медицинскую и психологическую помощь.
  • У вашего ребенка возникла незапланированная беременность. Конечно, родить ребенка в 13 или 14 лет — это очень рано, но все-таки в этом случае я бы рекомендовала не принимать решение о прерывании беременности сгоряча, а обратиться к психологам, чтобы разрешить эту ситуацию с учетом всех имеющихся факторов. Из опыта реальной работы могу сказать, что, конечно, навряд ли девочка в 14-15 лет может стать полноценной мамой, обычно большую часть заботы о ребенке берет на себя бабушка. Тем не менее, даже рожденные такой юной мамой дети абсолютно чудесны.

Ребенку 14-16 лет

Как поговорить с подростком о сексе?

По статистике, в возрасте 15 лет около 20% девушек и около 40% юношей имеют опыт реальных сексуальных отношений. В этом смысле, вероятно, разговор о сексе в этом возрасте уже несколько запоздалый, если он возникает впервые. Наиболее важная роль родителей в этом возрасте состоит в поддержке ребенка в его (ее) первых отношениях.

Как разговаривать о сексе в этом возрасте

При обсуждении контрацептивов ваша задача рассказать ребенку о всем многообразии и о необходимости защиты и заботы о своем здоровье и здоровье своего партнера во всех ситуациях. Важно привить идею, что даже любовь не является поводом для секса без презерватива, если партнеры предварительно не исследовались на венерические заболевания.

Кроме того, важно рассказать ребенку, что венерические заболевания имеют инкубационный период, когда они никак себя не проявляют, а некоторые из венерических заболеваний не проявляют себя никак, но имеют критическое влияние на способность к зачатию и вынашиванию детей. В этом возрасте вполне можно показывать пугающие картинки.

К данному периоду, если вы регулярно беседовали на тему секса и отношений между мужчиной и женщиной, ваш ребенок уже усвоил, что это естественное продолжение отношений любящих друг друга людей. В то же время, можно обсудить, что при первом опыте важно не спешить, узнать друг друга получше при помощи объятий и поцелуев и только затем принимать решение о вступление в сексуальные отношения.

Если вы не обсуждали это ранее, сейчас самое время обсудить вред абортов и множественных половых связей, особенно если вы разговариваете с дочкой. Если с абортами все понятно, они могут привести к проблемам с деторождением в последующем, то с множественными половыми связями все не так просто. С одной стороны — это критикуется нашим обществом и, действительно, если ты находишься в отношениях с одним человеком, то зачем тебе другой. С другой стороны — как получить опыт. И есть еще третья сторона — юношеская гиперсексуальность, которая толкает молодых людей в эти самые множественные половые контакты.

Возможные сложности

  • Ситуации первого сексуального опыта, сексуального насилия и незапланированной беременности мы обсудили в предыдущем возрастном периоде.
  • Ваш ребенок вступил в сексуальные отношения и хочет попробовать жить вместе со своим избранником (избранницей) или хочет выйти замуж (жениться). В этом случае важно принимать семейное решение, в котором ваш ребенок должен обязательно нести ответственность за созданную пару, если не материально, то теми или иными обязанностями.
  • Ваш ребенок вступает в множественные сексуальные контакты. Конечно, как родителя такая ситуация может вас очень взволновать. Однако, можно поразмышлять об этом с двух позиций. Первое — если вы будете критиковать ребенка за это, есть большая вероятность, что множественные сексуальные контакты останутся, но вы уже не будете о них знать. Второе — ребенок приобретает таким образом опыт, который позволит развить зрелую сексуальность и к моменту создания семьи пройдет все необходимое, чтобы сохранять стабильность в будущем.
  • Ваш ребенок не проявляет никакого интереса к противоположному полу. Возможно три основных варианта объяснения происходящего.
  1. Первый — ребенок просто не созрел, не готов для того, чтобы влюбляться, ходить на свидания и т. д. Обычно это сопровождается сильным увлечением чем-то другим, например, спортом или наукой.
  2. Второй вариант — вашему ребенку могут нравиться люди своего пола. Обычно это выражается в том, что есть только один друг (подруга) своего пола, с которым складывается очень тесный интимно-личностный контакт. Это не является показателем гомосексуальности, и в этом возрасте развитие сексуальности может пойти как по пути гетеросексуальности, так и гомосексуальности, даже при наличии гомосексуального опыта.
  3. Третий вариант — возможно, ребенок не популярен в той среде сверстников, в которой он общается. Эта ситуация требует обращения к психологу или создание среды, в которой ребенок может стать популярным.

Сексуальность во взрослом возрасте

В введении в сексологию выделяют следующие основные методологические положения, объединяющие многочисленные подходы лечебной практики и принципы сексуального воспитания и просвещения:

  • понятие «сексуальность» понимается намного шире полового влечение, основой которого является все же инстинкт. Начало развития и проявление сексуальности происходит намного раньше, чем пубертатный период развития организма;
  • сексуальность по-разному проявляется в течение своего развития, и эти проявления следует принимать как абсолютно нормальное явление, не требующее блокировки или порицания. Так, например, юношеская мастурбация характерна лишь для определенного периода времени и причислять ее к патологии будет ошибочно;
  • обычно принято считать, что мужские сексуальные возможности имеют прямую зависимость от общего истощения организма, однако было выявлено, что интенсивность сексуальной активности определяется типом половой конституции, и, вообще, этот показатель довольно устойчив в течение большей части жизни человека;
  • для поддержания достаточного уровня потенции, мужчине надо вести регулярную половую жизнь, но никак не воздерживаться от нее, так как это может послужить причиной сбоя условно-физиологичного ритма половой активности;
  • как правило, утихание сексуальной функции у мужчин и женщин зависит в большинстве случаев от психологических факторов (общая усталость, монотонность семейной жизни, проявление невнимательности со стороны партнера и т.п.), нежели от физиологических.

Часто по достижении преклонных лет многие люди сводят половую активность на нет. Благодаря такой психологической установке происходят вполне конкретные физиологические процессы, которые и служат причиной окончательного прекращения половой жизни;

  • уровень культуры человека и социально-психологические условия жизни напрямую связаны с большинством психофизиологических процессов. Это означает, что оценка индивидуальных проявлений и различий может осуществляться лишь после установления социально-групповых моделей поведения;
  • при исследовании или оказании лечебной помощи объектом этих самых операций является не сам пациент, а, скорее, специфика взаимоотношений партнеров;
  • появление сексуальной дисгармонии в паре связано, как правило, с возникновением каких-либо межличностных нарушений. Строение и размеры гениталий в подобном случае не имеют никакой роли;
  • профилактика сексуальных нарушений заключается в половом воспитании и просвещении, которое должно проводиться во всех слоях общества.

Л.М. Щеглов считал, что адекватность сексуального воспитания и просвещения может быть только при соблюдении трехуровневого подхода к основам сексологии:

  • на первом уровне должны просвещаться и воспитываться учителя. Ведь педагоги не только дают детям конкретные предметные знания, но также оценивают поведение, знания и навыки учеников. Но если преподаватели сами будут иметь низкий уровень сексуальной грамотности, то вряд ли от этого будет положительный эффект при просвещении детей в данном вопросе;
  • задача второго уровня заключается в просвещении родителей, причем взрослые и дети должны владеть информацией одинакового характера, в противном случае возможны недопонимания и даже конфликты. Именно от родителей зависит насколько будет благоприятным фон для сексуального просвещения детей;
  • третий уровень – это уровень сексуального воспитания детей.

И.С. Кон утверждает, что, если сексуальным просвещением занимаются профессионалы, это приведет к следующим результатам:

  • те дети, которые прошли определенный курс сексуального просвещения, обладают большей информацией о сексе и она более достоверна;
  • Зная основы сексологии, дети и подростки легче справляются с возникающими трудностями психосексуального развития;
  • эти знания позволяют им намного лучше понимать других людей, быть к ним терпимее и снисходительнее;
  • благодаря сексуальному просвещению значительно снижается количество детских и подростковых абортов и беременностей.

Сексуальное воспитание детей и просвещение в области основ сексологии, помогает мужчинам и женщинам создавать более честные, открытые искренние отношения, благодаря чему уменьшается сексуальная агрессия, развенчиваются многочисленные мифы о сексе, рушатся примитивные стереотипы, существующие в сфере.

Рекомендации родителям и педагогам

Перестройка жизни общества и образовательной системы указывает на то, что к половому воспитанию детей пора начать относиться по-иному, чем ранее. Просветление подростков в вопросах культуры сексуальной жизни сегодня поможет избежать возникновения кризисных семей в будущем. В чем заключается неблагополучие современных браков? В нестабильности, в грубом отношении супругов друг к другу и свои детям. Люди, не наученные элементарным нормам поведения в семье, не смогут построить благополучное общество. Девушки и парни, вступившие в ранний брак, не понимают всей глубины и важности этого явления. Дети в молодых неблагополучных семьях, зачастую, обречены на развитие в условиях семейного кризиса. Сегодня статистика разводных процессов говорит нам о том, что более половины ранних браков распадается спустя год-два после свадьбы. По этому, ситуация, когда дети растут в неполных семьях, становится  нормой.

Психологи утверждают, что таким кризисным семьям не хватает элементарной культуры в межличностных отношениях, не говоря уже о создании благоприятного психологического климата в семье, обстановки комфорта и уюта.

Как изменить ситуацию? Дело в том, что формирование низкого уровня культуры общения и сексуального воспитания возникает у людей еще на этапе школьного возраста. В 7 лет, когда ребенок уже понимает свое отношение к определенному полу и идентифицирует себя с определенным стереотипом мужского, или женского поведения, уже пора заниматься его сексуальным воспитанием. Многие родители, люди старой закалки, пугаются словосочетания «сексуальное воспитание» и утверждают, что их детям это ненужно.

Роль педагогов в средне образовательных школах — донести до семей учеников суть такого воспитания. Никто не станет учить детей чему-то неприличному. Половое воспитание в первом классе начинается с освоения понятий «вежливость», «ответственность», «культурность», «скромность» и т.д. С возрастом педагогический коллектив школы в ходе учебно-воспитательной деятельности должен формулировать у мальчиков и юношей возникновение маскулинных черт характера, а у девочек и девушек – феминных.

Культура общения, поведения, обращения с противоположным полом и сексуальных отношений постепенно входят в жизнь учеников. Для формирования целостной картины воспитания важно, чтобы принятие положительных ценностных ориентаций у детей и подростков происходило не только под влиянием школы, а и под влиянием родителей. Лучшим способом для этого будут не нравоучения и ругань, а позитивный личный пример отца и матери.

Сексуальное воспитание – тонкий и деликатный процесс. Важно, чтобы он не смущал родителей и пошел в прок детям. Для эффективного воздействия на формирование личности подрастающего человека воспользуйтесь 7 принципами:

  1. Объективность: будьте справедливы в своих высказываниях и предельно честны. Не стоит говорить своему ребенку: «Я в твоем возрасте еще на девочек и не смотрел, только алгеброй занимался, а ты из-за какой-то симпатии забросил все занятия!» Не врите, не приукрашайте действительность, не драматизируйте.
  2. Своевременность высказываний: не нужно воспитывать ребенка нравоучениями везде и всегда. Одна вовремя сказанная реплика воспримется им лучше, чем ливни угроз и наставлений, повторяемых круглые сутки.
  3. Целенаправленность: не отходите от темы общения, не переключайтесь на других людей, или домашние дела, когда обсуждаете с ребенком важный вопрос, касающийся его жизни. Человек должен видеть, что в его делах заинтересованы. Только так возникнет доверие и уважение.
  4. Сексуальная осознанность: если вы собрались обсудить с ребенком тонкости сексуальной жизни, будьте готовы, что он и сам уже знает много интересного о сексе, контрацепции и беременности. Не оплошайте в информативном плане.
  5. Используйте только авторитетные источники информации: вы же сами понимаете, что ребенок скорее поверит данным о статистике ранней беременности, взятым из тематического сайта в Интернете, чем примеру из воздуха. Варианты «Я где-то слышала…» и «На работе мне одна женщина говорила…» не пройдут. Вы ведь обсуждаете серьезную тему — долой женские сплетни!
  6. Последовательность и системность: если вы взялись просветить свое чадо в вопросах беременности и раннего секса, то рассказывайте, подбираясь к сути проблемы постепенно. Дайте ребенку информацию о физиологии женского организма, о вреде секса в подростковом возрасте, о последствиях ранних абортов, а потом подходите непосредственно к явлению нежелательной беременности, наводите примеры и статистику.
  7. Целесообразность: говорить с ребенком о том, что ему действительно полезно будет услышать. К примеру, с девятиклассником уже поздно начинать тему «Почему нельзя обижать девчонок». Ему бы уж о раннем сексе услышать что-то полезное, а вы все о заигрывании.

И самое главное условие – желание родителей растить своих детей здоровыми физически и психологически. Мудрости вам в этом деле.

Алина Нафикова
Дипломированный психолог, эксперт по детско-родительским отношениям, сексолог, психосоматолог. Онлайн консультации и психотерапия. Практический опыт работы более 12 лет.
Оцените статью
Добавить комментарий