Психологическая структура личности человека

Общая психология

В психологической науке существуют статистическая и динамическая структуры личности.

Под первой подразумевается абстрактная модель отдельная от функционирующей в реале личности. Такая модель характеризует основные составляющие человеческой психики.

Основополагающим моментом определения параметров личности ее статистической модели несхожесть компонентов психики. Различают такие составляющие:

  • общие свойства психики для всех людей (эмоции, восприятие, ощущения);
  • характерные только для определенных социальных групп особенности психики благодаря различных ценностным ориентациям и социальным установкам;
  • индивидуальные свойства психики, они неповторимы, присущи только конкретному человеку (характер, способности, темперамент).

Динамическая модель структуры личности учитывает компоненты психики человека не отдельно от повседневного существования, а наоборот. Каждую минуту человек пребывает в определенном психофизиологическом состоянии, которое соответствует происходящему в данный момент состоянию.

Психологическая структура личности по Платонову

К. Платонов предложил свою концепцию динамической структуры личности (см. табл.).

Название подструктур
Подструктуры подструктур
Отношение социального к биологическому
Аналитический уровень
Виды   формирования и развития
Направление личности (психология, философия)
Иерархия ценностей, мировоззрение, мотивы, идеалы, стремление, интерес, желания
Биологическое почти отсутствует
Социально-психологический
Воспитание
Опыт (психология, социология)
Умения, навыки, знания
Социального гораздо больше, чем биологического
Психо-педагогический
Обучение
Особенности психики
Память, воля, внимание, чувства, восприятие, мышление, ощущение, эмоции
Чаще больше биологического, чем социального
Индивидуально-психологический
Упражнения
Психобиологические свойства
Половые и возрастные особенности, темперамент
Социальное почти отсутствует
Психофизиологический, нейропсихологический
Тренировки

Рубинштейн выделяет такие компоненты личности:

  • темперамент;
  • способности;
  • направленность (интересы, потребности и т.п.)

В.С. Мерлин выдвинул свою классификацию свойств личности, которая заключается в определении преимущества одного из начал: социального или природного. Она состоит из таких уровней:

  • индивидуальные свойства (темперамент и другие особенности психики индивида);
  • свойства индивидуальности (характер, мотивы и способности).

Исследователи структуры личности в психологии сегодня уделяют особое внимание факторно-аналитическим методам (например, модель большой пятерки). Конечно, же используются и классические способы проверки гипотез, главной целью которых является выявления зависимости личностных переменных от каких-то конкретных факторов.

Диагностика

Для определения особенностей человека существуют специальные тесты личности: различные тесты, опросники, интервью и т.д.

Уровень притязаний

Данное понятие было предложено Ф. Хоппе. Уровень притязаний – желание индивида достичь целей такой сложности, которая будет соответствовать его способностям.

В результате экспериментов было доказано, что выбор степени трудности задачи находится в прямой зависимости от того, насколько успешно или неуспешно было сделана предыдущая. В то же время то, как человек перенесет победу или проигрыш, зависит только от его отношения к цели и всему процессу, связанному с ней. Деятельность индивида может прекратиться не только из-за неудач, но также и тогда, когда он достиг предел своих возможностей в данной ситуации. Уровень притязаний тесно взаимосвязан с самооценкой и субъективными переживаниями успеха или неудачи в процессе деятельности индивида. Уровень притязаний может соответствовать или не соответствовать способностям личности, то есть быть завышенным или заниженным, адекватным и неадекватным.

Уверенность в себе

Понятие заниженного уровня притязаний находится почти на одной ступени с понятием неуверенности. Неуверенность в себе – это нежелание и неготовность участвовать в каком-либо процессе, потому что существует определенный риск для человека.

Р. Лазарус считает, что неуверенность способствует процессу связывания эмоциональной свободы, что приводит к уменьшению социального опыта. Во многом сказываются выученные запреты, в результате появляется ощущение постоянного страха и скованности, чувство постоянного контроля извне.

Существует три типа неуверенности (Н.Петрилович):

1. Неуверенность депрессивная со свойственным ей изнуряющим самобичеванием, тенденцией постоянного поиска собственной вины, практически не осознаваемыми внутренними кризисами.

2. Неуверенность раздражительная, характеризующаяся акцентированием самоуверенности и склонностью к сверхкомпенсации.

3. Неуверенность ценностная. Личностям с таким видом неуверенности необходимо постоянно переживать успех, вследствие чего они испытывают душевное напряжение.

Уверенность же – это способность человека браться за выполнение сложных задач при отсутствии снижения уровня притязаний даже при возможности неудачи.

Когнитивный стиль

Под индивидуальным стилем личности подразумевают характеристику деятельности, которая является часто используемой индивидом для выполнения определенных задач и отличается от других методов исключительно процессом, показатели результатов не разнятся при этом. Вообще понятие «когнитивный стиль» использовал А. Адлер, так он обозначал характеристики личности, представляющие собой неизменяющиеся черты познавательных процессов.

Для Г. Олпорта когнитивный стиль был интегральной системой личности. Также этим вопросом занимались Г. Виткин и К. Стаднер.

Виды когнитивного стиля:

  • артикулированность – неделимость;
  • интернальный локус контроля – экстернальный локус контроля;
  • всеобщность – дифференцированность;
  • сложность – простота.

Диапазон эквивалентности является формой когнитивного стиля по Р. Гарднеру. Это значит, что существует тенденция к нахождению схожести или различия между явлениями и предметами. Если ориентация индивида больше направлена на различия, то большее количество групп сформируется при свободной интеграции и тем меньше станет масштаб эквивалентности, его аналитическая направленность станет также более выраженной.
Г. Виткин занимался исследованием структуры личности в психологии, а именно зависимости от поля как формой когнитивного стиля.

Зависимость или независимость от поля основана на возможности различия сигналов личности от внешних и представляет собой симптомокомплекс тесно связанных между собой операциональных черт личности. У человека может иметь превосходство либо поленезависимость, либо полезависимость. Если индивид обладает независимостью от поля, то ему присущи аналитические способности, вербализация, медленный процесс опознавания. Люди с зависимостью от поля обладают противоположными качествами: зрительной и пространственной ориентированностью, быстротой опознавания и т.п.

Одной из форм когнитивного стиля является когнитивная сложность, которая является индивидуальной степенью дифференцированности сознания, обуславливающая характерные черты систематизации и категоризации разных событий жизни. Когнитивная сложность меняется в зависимости от смены жизненных ситуаций.

Самоактуализующаяся личность

Эта характеристика, возникающая при развитии индивида, дается личности после того, как произошло удовлетворение ее основных потребностей (уверенность в безопасности, наличие уважения, удовлетворение физиологических нужд) и появилась возможность выйти на новую, более высокую ступень развития, ступень самоактуализации. Личность, достигшая такого уровня, обладает следующими качествами:

  • повышенным восприятием реальности;
  • лучшим принятием себя, окружающих людей и мира в целом;
  • увеличенной спонтанностью поведения;
  • способностью сосредотачиваться на проблеме;
  • богатой внутренней жизнью и эмоциональной независимостью;
  • самостоятельностью, автономией и способностью не поддаваться социальному натиску;
  • зрелостью чувств;
  • трансперсональным опытом переживаний;
  • более чутким пониманием человека, без принятых социальных шаблонов и стандартов;
  • способностью улучшить отношений между людьми;
  • характером, в котором присутствуют демократические признаки;
  • усиленной креативностью;
  • более справедливой шкалой оценок.

Как правило, самоактуализирующиеся личность стремится к реализации таких потребностей как:

  • безукоризненность, совершенство;
  • завершение;
  • единство, целостность, намек на уникальность;
  • справедливость;
  • неожиданность, спонтанность;
  • изобилие, продуктивность;
  • простота, ясность;
  • красота;
  • индивидуальность, уникальность;
  • блага;
  • неутомимость, легкость;
  • правда, реализм;
  • игра, радость, удовольствие;
  • автономия, решительность.

Теория личностных конструктов

Теория личностных конструктов была создана американским психологом Дж. А. Келли. Каждый человек согласно ей рассматривается как исследователь, который составляет представление об окружающем его мире благодаря оценочным шкалам и личностным конструкторам (они индивидуальны для каждого). Благодаря такому представлению о явлениях и событиях в мире происходит формирование теорий и гипотез о планировании и реализации различных действий.

Личностный конструкт является по сути оценочной системой, которая необходима индивиду для систематизации разных объектов того пространства, в котором проходит его жизнь.
Конструкт имеет положительный и отрицательный полюса, так как человек всегда определяет общность между предметами, а потом противопоставляет их друг другу. Конструкты человека подчинены строгому иерархичному порядку, в зависимости от компонентов конструкта, он может быть простым или сложным. Диагностика личностных конструктов проводится методом «репертуарных решеток», дополняющий метод описания индивидуального опыта в клинике.

Р. Тагиури и Дж. Брунер создали имплицитную теорию личности, включающую в себя понимание о функционировании и структуре личности в психологии или другого человека, которые были получены не научным исследованием, а опытом повседневной жизни. Предметом этой теории может быть не только человек, а также отдельно взятые процессы (интеллект, память).

Авторитарная личность

Т. Адорно исследовал этот феномен. Для такой личности характерна слишком жесткая система социальных установок, подобные люди придерживаются социальных стереотипов, не приемлят личную близость. Причина формирования такого типа личности уходит в детство, когда ребенок подвергался слишком строгому воспитанию, в результате которого его агрессия и чувство обиды по отношению к родителям подавляются, начинается их идеализация, но чувство злобы и враждебности просто переориентируются на другие объекты. Кстати, этот феномен является основой объяснения не всегда положительного отношения к национальным меньшинствам.

Существует опросник для определения уровня авторитарности личности, включающий несколько шкал.

А-тип личности

Характеризуется системой признаков, полученных благодаря специальному набору тестов и выделяющих индивидов, относящихся к группе риска заболеваний сердечно-сосудистой системы (инфаркт миокарда, ишемическая болезнь сердца). Характерными чертами таких личностей является стремление к конкурированию, сильная раздражительность и нетерпение, недооценивание телесных ощущений. Такое поведение приводит к разладу сердечной деятельности.

В ходе исследований Арендт убедился, что во время стресса изменяются показатели гормональной системы человека. И помимо классических гормонов стресса (например, адреналин) в кровь выделяется вещество эндотелин, способное регулировать просвет кровеносных сосудов. Если же происходит резкое увеличение концентрации этого гормона в крови, то коронарные сосуды подвергаются резкому спазму и инфаркту миокарда.

С-тип личности

Люди, принадлежащие этой группе, склонны к раковым заболеваниям. Считается, что причиной возникновения патологии является чрезмерное подавление отрицательных эмоций. Личности, принадлежащие к этой категории, не проявляют свои эмоции, стараются избегать конфликтные ситуации, соответственно и отрицательные эмоции, кажется, что они во всем полагаются на себя, но при этом существует скрытая зависимость от других.

К. Леонгард предложил свою классификацию акцентуированных личностей. В этой типологии есть 10 основных и несколько промежуточных типов.

Темперамент включает такие типы:

  • эмотивный (сострадание, сочувствие, боязливость);
  • гипертимный (оптимизм, позитивность мышления, желание деятельности);
  • тревожный (робость, трусость, покорность);
  • аффективно-лабильный (склонность к эталонам);
  • дистимический (опасения, заторможенность, ожидание неудач).

Характер содержит такие социально обусловленные типы:

  • возбудимый (педантизм, вспыльчивость, следование инстинктам);
  • демонстративный (лесть, тщеславие, ложь, самоуверенность);
  • застревающий (обидчивость, подозрительность, тщеславие);
  • педантичный (совестливость, ипохондрия, нерешительность);

И личностный уровень включает:

  • интровентированный тип;
  • экстравертированный тип.

Структура личности по Фрейду

Новое понимание струткуры личности было изложено Зигмундом Фрейдом в книге «Я и Оно» и стало следующей ступенью изменения его первичной теории психоанализа. Раньше Фрейд говорил о бессознательном, предсознательном и сознательном, как о трех уровнях личности. В последствии эта модель была изменена – появились Ид, Эго и Супер-Эго

Ид или Оно Фрейд объяснял как низшая составная человеческой личности. Эта часть подчинялась первичным стремлениям человека к удовольствию и удовлетворению своих потребностей. Ид действует против общественной морали, иррационально. Эта инстанция предъявляет свои требования другой составной личности – Эго. Ид образуется с идентификацией себя с отцом.

Эго или Я является «посредником» между Идом и Супер-Эго. Эта часть личности человека, которая контактирует с физическим миром и вынуждена подчиняться как требованиям Ида, так и морали Супер-Эго. В функции Эго входит самосохранение, выработка способов для удовлетворения требований Ида, контроль этих требований, накопление опыта.

Супер-Эго имеет особое значение для личности, так как является ее совестью. Она – источник всех законов морали и парведности. Супер-Эго формируется в детстве и зависит от влияния общества. Супер-Эго неизменно – на протяжении жизни моральность человека практически не меняется.

В итоге в личности человека происходит примерно такой процесс: Ид выдвигает свои требования Эго, которые могут противоречить морали – то есть Супер-Эго. Если Эго удовлетворяет потребности Ида, то это влечет наказание со стороны Супер-Эго – то есть угрызения совести. Именно таким процессом Фрейд объяснял тревожность у невротиков. Супер-Эго может дейстовать достаточно жестоко, так как берет энергию у Ида.

Для излечения больного неврозом человека необходимо освободить его Эго от давления Ида и Супер-Эго, сделать Эго сильнее. Если этого не предпринять, то Эго включит механизмы самозащиты: вытеснение – бессознательное удаление «запретных» желаний или мыслей; регрессия – примитивизация поведения и мышления; сублимация – переход запретных мыслей в допустимую в обществе форму деятельности, например, в творчество.

Оцените статью
Добавить комментарий