Этапы научного творчества Выготского - психология

Интернет магазин anyzoo.ru



Последние комментарии

1 неделя 4 дня ago
 Здравствуйте! Ваше сообщение- это  настоящий крик о помощи. Мне очень жаль Вас, я хорошо Вас понимаю и хотела бы помочь... Похоже, выходя з...
2 недели 1 день ago
 Бегите, пока не поздно... Или, приходите на консультацию вместе что-нибудь придумаем.
3 недели 3 дня ago
  здравствуйте не стоит воспринимать отца плохим  наверное лучше понять его  положение и состояние в котором он находится потеряв свое...
6 недель 5 дней ago
    Здравствуйте, отчего вы не хотите подумать о его родителях тоже?  Ведь поддержка для них видимо он, только от того, что к вам относ...
6 недель 5 дней ago
здравствуйте это возраст пересмотра жизни обращайтесь посмотрим на что теперь стоит тратить свою жизнь раз потеряли аппетит к прошлой ее части скайп...
8 недель 2 дня ago
 Здравствуйте. Что вас удерживает в этих отношениях? Страх чего - остаться одной? общественного мнения? изменения к вам отношения окружающих? нео...

Особая благодарность спонсорам



Этапы научного творчества Выготского

Выготский Лев Семенович (1896-1934) родился в самом начале ХХ в. Окончил юр. фак. МГУ, а затем вернулся в Гомель. В 1924 г. поступил на должность м.н.с. в Московский Институт Псхологии. Этапы творческого пути В:
1. психорефлексологический. На 2-м съезде исследователей поведения в 1924 г. читал доклад о примнении рефлексологического метода в психологии. Суть - никакого самонаблюдения (как метода рефлоксологии). Но рефл. и психология должны плодотворно слиться. За основание этого слияния принимается речевой рефлекс, т.к. он и телесный акт (поведение) и субъективное переживание (сознание). Преодолев субъективистическую трактовку слова как символа, он еще не перешел к его трактовке как знака. Т.о. для этого этапа хар-ны: опора на условно-рефлекторный принцип объяснения поведния. трактовка его как вербализованного.
2. Московский период. Его можно разделить на три этапа. а) 1924-27. Начался статьей “Сознание как проблема психологии поведения” и закончился трактатом “Смысл психологического кризиса”. На этом этапе он строит модель поведения, в основу которой легло понятие о речевой реакции. Здесь сознание определялось как “рефлекс рефлексов”, а его основа - особые рефлексы речевого контакта. Идейным стрежнем работы “Психология искусства” стала концепция об особой форме реакции - эстетической. Психические явления детерменируются двумя факторами - социальными и культурными. Последние выступив в образе речевых реакций, включащих как реальное поведение организма, так и значение слова. Новый подход к причинному анализу сознания. Оно соотносится не только с нейросубстратом и внешними объектами, но и с таким посредником как созидаемые историей культуры семиотическими системами. Психологию следует разрабатывать только аналитическим методом- феноменологич. анализ (vs. диалектическим).    В этот период В. работал с детьми, страдающих различными дефектами. Здесь аналогичный подход как и к психологии (см. выше В. к=\ак дефектолог).
Анализ ситуации в мировой психологии и др. позволили В. выделить следующие принципы: системности (каждая ф-ция есть компонент целостной системы взаимосвязанных ф-ций); развития (есть 2 сис-мы генетическая или природная и высшая или социальная); каузальности (есть детерминанты, придающие уникальность психическим ф-циям человека. Первая из них - знак.
б) Инструментальная психология (1927-31). Схема “стимул-реакция” заменялась на “стимул-стимул-реакция”, где в качестве посредника между внешним объектом (стимулом) и ответной р-цией выступал особый стимул - знак. Он представляет собой инструмент, при оперировании которым у индивида из его первичных природных процессов (память, внимание и т.п.) возникает особая, свойственная только для человека система ф-ций второго социокултурного порядка (ВПФ). Он описывал принцип интериоризации на примере эгоцентирической речи. В 1931 г. вышла “История развития ВПФ”, но ей предшествовали “Инструментальный метод в педологии”, “Проблема культурного развития ребенка”, “Орудие и знак в развитии ребенка”. Во всех этих работах в центре была проблема психического развития ребенка, трактуемая под одним углом - созидание из ее биопсихического природного материала новых культурных форм. Установка на комплексное исследование детства привела его в область педологии  - с 28 по 31гг. выходят его несколько трудов по п. школьного, юношеского и подросткового возрастов. Используя данные из зоопсихологии, дефектологии, психиатриии и педологии, В. стремиться воссоздать общую картину развития псих. мира. Здесь он вводит два объяснительных фактора - труд и членораздельную речь. в) с 1931 по 34 В. перешел от изучения знаков как детерминант инструментальных актов к изучению эволюции значений этих знаков и прежде всего речевых. Итоги этих разработок запечатлены в “Мышлении и речь”. В этот период В. больше интересовала проблема взаимосвязи мотивации и познавательных процессов.
В. считал, что значение не стоит считать инвариантным образованием, тождественным самому себе при различных внутренних и внешних изменениях. Развитие значений в онтогенезе, их стадийное преобразование - главное открытие В. Анализ проблематики личности в психологии привел В. к новой “клеточке” в устройстве психики человека - переживания. Оно выступало не как непосредственно данный субъекту феномен, а как интегральная часть особой системы, названной В. “ССР”. Она предполагала системный характер мышления. Переживание приобретало ценность неотъемлимого компонента целостной и развивающейся ситуации, создаваемой во взаимодействии ребенка и др. В. выделял в этих отношениях драматический план, в силу которого они приобретают эмоц. напряженность.
 

 

Ваша оценка: Ничего Средняя: 3 (2 голосов)
Аватар пользователя _
anypsy.ru
20 ноября, 2012 - 12:34

Это интересно:

Аватар пользователя Светлана Васильевна
Светлана Васильевна
30 Ноябрь, 2015 - 22:45

 Спасибо за статью.

 Спасибо за статью.

Вы можете связаться со мной по электронной почте:chuyakova1966@mail.ru или по скайпу: cvetabrain67